Когда человек берётся рассуждать, то, представляемая им Вселенная, находится у него в голове. А человек сам — это результат разумного начала? Или не очень? Если да, то где же оно в детстве?
В наше понятие разумного входит время т.к разум оперирует во времени. До начала творения времени не было. Мы не можем поэтому говорить, Что там был разум.
Поскольку вселенная расширяется и галактики удаляются друг от друга, если мы обратим наш взор в противоположном направлении и посмотрим назад во времени, то чем дальше мы будем смотреть, тем меньше будет вселенная. Если же мы продвинемся достаточно далеко, то мы обнаружим, что вселенная достигла сжатого состояния, в котором плотность и сила тяготения бесконечны. Эта уникальная сингулярность создаёт начало вселенной: материи, энергии, пространства, времени и всех физических законов. Это не означает, что вселенная возникает из какого-то предыдущего состояния, поскольку не было никакого предыдущего состояния. А поскольку время тоже начало существовать, то невозможно спросить, что произошло до первого события. Не следует также считать, что вселенная расширяется из какой-то начальной «точки» пространства. Поскольку Большой взрыв положил начало самим физическим законам, невозможно ожидать какого-либо физического объяснения этой сингулярности; физические законы могут использоваться для объяснения расширения вселенной, но они не поддерживаются в любое время до t > 0.
"Начало мира" вообще не событие:
с учетом общей теории относительности Большой взрыв вообще не является событием. Событие имеет место в контексте пространства-времени. Но Большой взрыв не имеет пространственно-временного контекста: нет никакого времени до Большого взрыва и нет никакого пространства, в котором Большой взрыв произошел. Следовательно, Большой взрыв нельзя рассматривать как физическое событие, случившееся в какой-то момент времени. Как отмечает Хокинг, конечная вселенная не имеет пространственно-временных границ и, следовательно, лишена сингулярности и начала [Hawking 1988, 116, 136]. Время может быть многомерным или воображаемым, в этом случае можно асимптотически приблизиться к изначальной сингулярности, но никогда не достичь ее. А в отсутствие начала вселенной не требуется причина. Лучшее, что можно сказать — это то, что вселенная конечна по отношению к прошлому, а не то, что она была событием, имеющим начало.
Не принужден ли Разумный Творящий Агент сам в своих действиях высшими по-отношению к Нему силами?
Наконец, остается вопрос о свободе самого Бога. Совершенная благость — это сущностный, а не приобретенный атрибут Бога. Бог не может лгать или быть в чем-либо аморальным в отношении своих созданий. (скрывать от них знание в отношении Себя) Если мы занимаем точку зрения меньшинства и не соглашаемся с тривиальным положением, что все, что делает Бог, по определению является благим, то это обстоятельство оказывается существенным внутренним ограничением божественной свободы.
Возможен ли морально совершенный Творец?
не может быть морально совершенного Творца! Предположим, что средняя моральная ценность нашего мира равна n и что Бог решает сотворить его, хотя Он знает, что есть альтернативы с более высокой ценностью, чем n, и что Он может выбрать их для творения. Похоже, представим морально более совершенный Творец, которому доступен тот же выбор, но который создает лучший мир.