Да способно. В том стоит обратится к правилам (принципам) теории познания. Один из них гласить (установленный еще древнегреческими философами – Эмпедоклом и др.), «подобное познается подобным». Можно сослаться на то, что душа (в основании своем) содержит божественное (в том тождественна Ему – «в тебе отпечатлены Его подобие и Его образ»), то с этих Высоких (основательных) позиций и можем осознавать, и, соответственно понимать, что оно (т.е. сознание) такое. Как пишет Фома Аквинский (философ, теолог), «как сказал Августин, мы все познаем в свете первой истины и сообразно с нею судим обо всем».
Дело в том, что душа и сознание не есть сущность телесно-природного плана, и ее «наблюдают» и исследуют несколько иначе чем это, делает (к примеру) исследователь-натуралист – со стороны субъекта (сознания) над этими объектами, – как существующие отдельно (друг от друга). Это уровень рассмотрения не естественнонаучный, а более всего философский… и, для такого рода объектов применяется <другая> логика.
В том следует учитывать, что сознание есть сущность нетелесная (во многом, а где и принципиально другой природы), и для ее изучения требуются другие принципы, скажем принцип – «непосредственное».
Да и сознание (само по себе) не может исследовать себя, а если делает, то полагается на разум (этот-то высший принцип), который стоит у истоков его сущности (и существования). А он-то самодостаточен (Плотин: «(Ум) есть, несомненно, божество, оно – только второе божество», но все же «божество!») и ему по силам исследовать и сознания (разумеется, опять-таки через само сознание, ибо он и представляется через него). Ведь говорят (же) разум постигает, мыслить… понимает себя, знает себя… Как по этому справедливо говорит античный философ Плотин, ум «он всегда и всецело самому себе ясен (то есть обладает ясным и отчетливым самосознанием)», и «есть достовернейший свидетель себе… есть сама истина… которая, с самой собой согласна».