Экосистемный подход в образовании сегодня развивает международная организация Global Education Futures. Это глобальная организация, имеющая центры в Москве, Амстердаме, Торонто, Буэнос-Айресе, Лондоне, Алжире. В Москве центр данной организации располагается в Инновационном центре Сколково.
Чёткое определение термин "образовательная экосистема" до сих пор не получил. Но основные позиции данной концепции уже проглядываются.
- Полагается, что современная государственная образовательная система порождена индустриальным обществом с целью подготовки трудовых ресурсов для производства. Отсюда её плотная привязка к структурам государства. Образовательная экосистема построена по принципу биологической экосистемы - совокупности совместно обитающих организмов и условий их существования. Структура здесь привязана к цели выживания и процветания отдельной единицы экосистемы в условиях изменяющегося рынка.
- В образовательной экосистеме нет единого образовательного стандарта. Нормы обучения формирует каждый индивид (группа индивидов, коллектив и пр.) под свои актуальные нужды.
- В отличие от иерархической государственной образовательной системы образовательная экосистема имеет сетевую структуру. Это значит, что управление данной экосистемой осуществляется не из одного центра, а распределено по сети. Другими словами, управлять своим образованием каждому человеку предоставляется самому. Либо управление осуществляется на уровне небольших сообществ в рамках актуальных запросов рынка труда и индивидуальных предпочтений.
- В отличие от государственной образовательной системы образовательная экосистема охватывает всю человеческую жизнь, включая самые разнообразные виды формального и неформального обучения (приобретения знаний, умений и навыков) в самых различных областях.
- Координация в рамках образовательной экосистемы становится оптимальной с внедрением концепции цифрового человека, при которой личность заменяется цифровым аналогом. С ним и производятся управляющие действия в рамках общемировой цифровой сети.
В то же время хочется отметить, что многие черты образовательной экосистемы всегда существовали в нормально функционирующем социуме. Потому в данное время концепция образовательной экосистемы более представляется новым взглядом на существующее образование, нежели принципиально новым шагом в будущее, как это представляют её создатели.