Чаще всего формулировка "научить учиться" применяется в контексте школьного образования, что означает сформировать у школьника комплекс универсальных учебных действий, которые он сможет использовать в дальнейшем для самостоятельного обучения, "совокупность способов действий учащегося и навыков учебной работы, обеспечивающих его возможностью самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни". Но в целом такие навыки необходимы на любом жизненном этапе.
Различают познавательные (связаны с работой с информацией), регулятивные (связаны с планированием и реализацией своих действий), коммуникативные (связаны с общением), личностные (связаны с внутренним самоопределением) и др.
Например, к познавательным относят:
- общие учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
- логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;
- постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения.
Формулировки могут отличаться в различных источниках.
В рамках набравшей популярность концепции Life-long learning или непрерывного обучения эти навыки становятся необходимыми для саморазвития, карьерного роста. Также эти навыки можно отнести к так называемым мягким навыкам или Soft skills.