Это противоречие было есть и будет. Вы никуда от него не денетесь и никогда от него не избавитесь. Это противоречие между коллективным и индивидуальным. Общими для всех стандартами и уникальным набором возможностей отдельно взятого ученика. И не будет такого ученика, который будет иметь качественные знания по всему материалу. Может быть, ИИ когда-нибудь с этим и справится, но мы все-таки люди.
Есть стандарт СанПиН, который опирается на физиологические и психологические возможности среднестатистического ученика определенного возраста. В связи с этим есть жесткие ограничения по времени, отведенному на очные занятия и на домашнюю работу. Объем письменных и устных работ тоже прописан. Содержание задано государственным стандартом. Итак, машина заряжена, деятельность запрограммирована, с началом ее работы в реальном времени начинается действие человеческого фактора.
Люди данного процесса - ученики, родители и учителя.
УЧИТЕЛЬ
Настроенный на репродуктивный вид деятельности замучает своих учеников и их родителей выучиванием, гонкой и требованием знать учебник.
Настроенный на продуктивный вид деятельности - будет применять проектные ходы, учить осваивать способы работы и выход на грамотный поиск требуемой информации. Если такой учитель мастер своего дело - он обучит принципам устройства своего предмета и снимет противоречие. Гонки не будет. Претензий к родителям - тоже. Возможны претензии от родителей - не все поймут, почему учебник нужен только частично, почему ребенку не задают на дом по 10-20 упражнений ("нас-то в свое время другому учили!") Если учитель сумеет правильно выстроить диалог с родителями и сможет доказать результативность своего подхода - идеальная, на мой взгляд, ситуация.
УЧЕНИК
Организованный на репродуктивный вид деятельности - будет зубрить там, где требуют строже и "сливать" выучивание там, где полегче, или предмет не нужен на ЕГЭ.
Организованный на продуктивный вид деятельности - будет искать способы решения учебной задачи, подтягивать ресурсы, рефлексировать свои действия, находить межпредметные связи и применять изученные приемы в других областях. Чем чаще успех такого способа, тем вернее, что ученик добровольно не вернется к репродуктивному способу действия.
РОДИТЕЛЬ
Информированный и поставленный в условия репродуктивного способа - будет требовать выученных стихотворений, больших объемов домашней работы, сравнивать продвижение своего ребенка с ребенком знакомых такого же возраста по учебнику, сомневаться в качестве даваемых знаний. Будет нанимать репетиторов, чтобы был "дядька" над "Митрофанушкой", и чтобы последний был под присмотром во время домашней работы.
Плохо (мало) информированный о методике развивающего обучения/ продуктивного типа обучения будет подозревать педагогический коллектив и конкретного учителя в непрофессионализме, будет искать информацию по своим каналом, чаще всего качества "одна мама сказала" и/или задавать тревожные вопросы в разных соц.сетях.
Хорошо (достаточно) и регулярно информированный родитель включен в процесс развивающего и продуктивного обучения, является полноправным его участником, понимает суть и ценность методики, выполняет рекомендации учителя, участвует в обсуждении и реализации совместных дел, способен дать правильную оценку действиям ребенка и педагога, способен взять на себя ответственность за свою часть деятельности. Если нужен репетитор, то таковой нанимается под конкретную задачу, не вслепую и с рекомендациями по целям и задачам от педагога школы.
Снимается противоречие большого объема материала грамотным к нему отношением. Человек (ребенок - это человек) не флэшка для перетаскивания информации. Человек должен не запоминать материал, а уметь грамотно с ним работать, чтобы получить нужный ему продукт или результат. Вот и все противоречие. А дальше, начинается самое сложное - надо работать.