Основная причина - отсутствие внутренней мотивации. Плюс видимое противоречие между внешней мотивацией и гипотетическими результатами учебы.
Ученик не видит в жизни действительно значимых для себя мотивов получения знаний. Понятно, что обучение ориентировано в будущее, на перспективу. Но у ученика нет каких-то внятных привлекательных для него перспектив, связанных именно с учебой. И хотя ему говорят, что учиться необходимо, чтобы достигнуть в жизни… Чего? - спросит он. А правда, чего?
Большое количество молодежи с высшим образованием работает на должностях, не требующих даже законченного среднего. А какой-либо карьерный рост во многом зависит не столько от багажа знаний, сколько, например, от связей. И конечно, есть еще интернет, который из всех дыр трубит, что для того, чтобы быть успешным, совсем не обязательно быть образованным. И подтверждает это вполне реальными примерами.
Если бы в школе учили, как стать блогером, этой науке обучались бы с большим рвением - примеров практического применения таких знаний ученик видит достаточно.