Рискну предположить, - это основано не на научной литературе, а на моем личном опыте как ученика, преподавателя и студента, что проблема "скучной учебы" в России свои истоки имеет в поздней профессиональной ориентации, высоком уровне инфантилизма общества и тотальном отсутствии экономической грамотности.
Я уже в 5 классе знал, что буду гуманитарием и что буду учителем. Этого было достаточно, чтобы слово "скука" испарилось. Я бежал на профильные уроки, - я на них летел, если угодно. Непрофильные были скучны - но думаю, что это уже не "учеба скучна", а "ненужные знания получать скучно". Тут разнве подходы.
Мои одноклассники не знают, кем они хотят быть, до сих пор, хотя нам по 41. Они зачем-то что-то закончили, зачем-то получили какие-то корочки, и зачем-то ходят на работу. Не все, конечно, но 80%. Самые забавные трансформации всегда происходят с "крутыми" детьми, которые ходят в банданах, участвуют в субкультурных движениях и кажутся стильными. Именно они раньше всгео отращивают брюхо, женятся на самой сварливой стерве и в связанной мамой кофточке ходят учительствовать и призывать детей к нравственности и высокой морали.
Инфантилизм тоже страшная вещь. В России он тесно связан с бедностью. Многие живут у мамы всю жизнь, даже с женой. Бабушку отселить тоже не получается. Уровень самостоятельности ноль даже в 50 лет у многих. А учеба требует самодисциплины и увлечения.
Вообще мы страшно опаздываем делать дете самостоятельными. Страшно. У нас в 12 лет дети еще представления о политике не имеют, а в 18 им уже голосовать надо. Дети в 12 лет еще читают сказки. По слогам. Сексуальное воспитание происходит на улице лет в 7, но все делают вид, что детям нельзя читать книги до 12. Какая там учеба. Человек слишком долго остается в розовом облаке.
В это время немецкие дети в 12 лет уже устраивают забастовки, проводят альтернативные выборы и пр.
Знание же экономики могло бы сильно помочь раньше определиться с сочетанием выгодной и приятной профессии.