Когда я в детстве "хорошо учился", я хорошо учился не из-за мотивации... Какая могла быть мотивация? Чтобы мною были довольны? Родители, учителя... Этот фактор да, был, но он был болезненным... мне так не хотелось учиться для впечатления... а да, приходилось именно из-за него. И заставлял себя, да. И вот тут-то вся гадость от учёбы на меня и наваливалась. Это та самая лямка и галерные цепи...
"Внешние условия"? это про что? типа удобное рабочее место школьника? кормили ли меня?
Я вот лучше расскажу, почему я хорошо учился в те моменты и периоды, и случаи, когда я учился хорошо. И "хорошо" тогда было не про оценки, а про моё внутреннее "хорошо". Мне нравился процесс, вот. Это про мотивацию? Не думаю. Мотивация - это что-то внешнее самому процессу. А я подсаживался на сам процесс. Некая внутренняя красота задач, тем и предметов как-то вдруг почему-то открывалась.
Помню то сладкое ощущение от поверхности моего письменного стола - то моё предчувствие перед домашним заданием по геометрии...
А ещё вот перед сочинением по литературе - как будто куда-то отправляюсь сейчас - прям как будто фильм увлекательный сейчас буду смотреть...
Математические задачи тоже... прям как ныне комп-интернет-игры.
Ну, и так далее... я бы сейчас с удовольствием и до бесконечности бы вспоминал те часы - так наслаждал сам процесс. Причём, я знал, что ничего такого собственно школа не предполагала - никаких таких удовольствий. Я знал, что это всё я сам себе напридумывал - таких радостей. Знаю, что я никому о таком своём "развлечении школой" и не говорил, как будто это что-то у меня запрещённое, партизанско-подпольное. Так и осталось у меня с тех пор ощущение: если мне нравится, значит, кого-то взбесит это моё занятие, кто-то обязательно прицепится доказывать мне, как я не имею права так относиться к знаниям-пониманиям... Например, вся литература для меня была (и есть) совсем не тем, чем она должна была быть для меня с точки зрения школы...
Кстати, вот, например, здесь, на Кью, я сплошь пишу в своё удовольствие, но постоянно какие-то личности привязываются возмущаться тем, что-как я смею писать... Это у меня со школы: я любил учить, например, физику, "по-своему"... Пытался, например, вывести общую формулу для всех формул... Или вот "открытие" совершал, обнаруживая, что законы электричества точно соответствуют процессам механики-кинематики... А магнетизм вообще у меня был про людей, точнее - про меня самого...
Что же мне мешало в детстве учиться ещё лучше? Моя уверенность, что школа - это должно быть скучно. Что есть "мой Достоевский" и школьный. И что "моего" - ни-ни! только школьный можно...
Сейчас я вдруг вспомнил 1 сентября в первом классе. Учительница просила всех детей показать, как они умеют читать: все по очереди подходили к её столу и читали букварь там, где она откроет. И все читали еле-еле по слогам. Я же умел уже быстро читать к первому классу, а когда я подошёл к ней и она мне открыла букварь на "Ма-ма мы-ла ра-мы", я стал изображать, что, как все, читаю еле-еле - буквально по слогам. И ведь так я и учился: одно дело было - знания для меня самого, другое дело - для школы. Вот "для школы" я и сейчас не могу. То есть, работу мою надо делать "для заказчика". Школа была права. Угадать + угодить, как Генка Шестопал и формулирует.
Вот это мешало и мешает: угадать + угодить.