Учитель - профессия творческая. А творчество - это находки, интересные решения, преодоление трудностей и пр. Естественно, как и всякому иному творцу, учителю (творческому учителю) хочется показать свои находки коллегам. Рассказать о них недостаточно. Нет учеников, нет их реакции, нет их участия. А значит, рассказ о педагогических находках всегда будет преувеличение одних сторон и преуменьшение других, другими словами искажение. Гораздо проще показать. Это и есть основная цель открытого урока. Если у учителя нет своих находок, то такой урок бесполезен и даже вреден. Как часто приходится видеть открытые уроки по теме, которую с учениками прошли давно! Но тот урок удался, и учитель хочет воспроизвести его перед коллегами. Об учениках в этом случае редко кто думает. А ведь для них такой урок - сплошной обман. Значит, первое и обязательное условие для открытого урока - учитель сам хочет показать коллегам своё открытие. Пусть маленькое, но обязательно открытие.
Затем. Не нужно себя обманывать. Любое постороннее лицо в классе автоматически искажает обычное течение урока. Учитель и ученики уже сосредоточены не только на себя самих и друг на друге, но и на третье лицо. А это требует немалых затрат внимания, так необходимых на уроке. Поэтому пресловутое взаимопосещение, которое так распространено в школах, практика, скорее, порочная. Обязаловка быстро приводит любой творческий процесс к пустому формализму.
Однако качественно поделиться своей находкой с коллегами нужно тоже умеючи. Открытый урок, который будет полезен всем (учителю, ученикам и коллегам учителя), должен состоять минимум из трёх этапов. На практике это три последовательных урока или больше.
На первом этапе (уроке) учитель подробно рассказывает об особенностях детей, с которыми предстоит работать. Это важно, так как разный контингент требует различных методов. Рассказывает от трудностях, которые привели его к открытию, методической находке. Рассказывает об идее урока (чего хочет добиться от учеников), каких результатов он хочет добиться на уроке. Другими словами, он рассказывает о том, что сейчас коллеги смогут увидеть. Это очень важно! Так как его коллеги приходят к нему на урок со своими представлениями о детях и целях урока. А потом начинают примерять свои цели к чужому труду.
Уже на этом этапе коллеги могут увидеть достоинства и недостатки планирования урока, подготовки к нему. Говорить они будут потом, но понять, что и зачем будет делать учитель важно уже на этом этапе. При этом цели должны быть настоящими, а не формальными и не фальшивками, давно апробированными и достигнутыми.
Пример. Учитель поставил себе цель "вытащить", "разговорить", "растормошить" какого-то одного ученика - заведомого аутсайдера. И выстраивает урок таким образом, чтобы все остальные ученики помогли ему в этом деле. (Как часто такое одинокие ученики остаются у нас одинокими на всю свою ученическую жизнь!). Что поймут коллеги этого учителя, если он не расскажет им о своей цели? Для них урок будет ужасно дисгармоничным и явно провальным.
Потом наступает период реального урока. Здесь, разумеется, выигрывают учителя, обладающие артистическими способностями.
Однако опытные коллеги очень быстро видят, что у таких учителей работают они сами, а ученики только подыгрывают.
Не меньшей проблемой на данном этапе становится присутствие коллег на уроке (посторонние люди). Постоянное подчёркнутое якобы игнорирование посторонних людей результата не приносит. Скорее наоборот, добавляет в ситуацию фальш. Единственный выход - пустить колег в пространство урока, придумать для них небольшую, но значимую роль. Пусть помогают учителю. Чаще всего это не реальные действия, а просто поддержка учителя и детей. Главное, не делать вид, что их вовсе нет в классе.
Третий непременный этап открытого урока - это его анализ. Причём не по какому-то заданному методистом алгоритму, а по собственным впечатлениям учителя и коллег. о сути, весь анализ заключается в сопоставлении того, что рассказывал учитель до урока и того, что все увидели (и почувствовали) на уроке. Что удалось, а что нет? Как лучше было бы поступить в такой-то момент? Какие ученики (соответствуют ли они характеристикам учителя), и как они изменились в процессе урока? Как тот или иной коллега поступают в подобных случаях? Очень важно, чтобы этот этап длился не 10-15 минут на перемене, а столько, сколько нужно для полноценного разговора. Ведь реально проведенный урок может оказаться как хуже, так и лучше своего проекта, может быть проведен и по совершенно новому, экспромтом возникшему, варианту. Во всех случаях подобный разговор обогащает и автора урока, и его коллег.
Только такой полный цикл может называться открытым уроком - обменом творческими находками.
Видеокамера. Понятно, что она записывает только сам урок. То, что учитель говорил до урока, и разговор после урока остаются за кадром. А в этом случае это просто замена взаимопосещению. И потом, камера ведь не "берёт" всё пространство класса, не фокусирует внимание вслед за репликами учителя и учеников. По опыту, реакция большинства учителей на видеоряд своего урока: "Какой ужас! Сотрите немедленно!" Можно грамотно снять урок. Но ведь это отдельный вид творчества, и учителя нежно специально учить ему.