Самая большая беда современного образования состоит в том, что оно принудительное. Нельзя вылечить человека, который не хочет вылечиться. Нельзя научить человека, который не хочет научиться. Человек сам должен прийти и попросить его научить. Даже ребёнок. Один попросит научить его чтению и письму. Другой - счёту и рисованию. Третий - игре на фортепиано и игре в футбол. Но первый импульс должен исходить от будущего ученика. Иначе потом приходится их (учеников) специально мотивировать. Другими словами, водить хороводы, чтобы им было интересно, постоянно доказывать, что это им пригодиться когда-нибудь. Это "пригодиться" сегодня стало главным словом школьных учителей.
Пример. Подавляющее большинство детей в музыкальную школу приводят родители, которые этим удовлетворяют свои амбиции. В результате 5-7 лет учёбы музыке приводят лишь к тотальному отвращению к классике, поскольку именно на ней сегодня построено музыкальное образование. Но мне встречались люди, которые сами пришли в музыку. В результате они освоили все 7 лет музыкальной школы максимум за 2 года и поступили в престижные музыкальные учебные заведения. Их не нужно было уговаривать заниматься, не нужно было специально мотивировать. Даже контролировать не нужно было. Только слегка направлять их развитие.
И в этих условиях (всеобщего обязательного образования) есть два типа призывающих людей. Первый - это люди, живущие по принципу "со мной так поступали, и я так буду поступать". Не со зла. Просто так проще - не нужно выдумывать новых путей. Социальная инерция.
А второй тип - это люди-прогрессоры (по бр. Стругацким). Они жаждут облагодетельствовать весь мир. И неважно, что люди чего-то там не хотят. Они (люди) просто не понимают своего счастья.