Внутри группы ученики могут получить конкретную индивидуальную зону ответственности, за которую будет отчитываться перед группой на итоговой рефлексии.
Второй прием, очень простой, когда идет группа - прохаживаться по классу и прислушиваться к рабочему процессу. Это отвлекает очень мало, потому что увлечение работой всегда выигрывает у отвлечения на движение педагога. Если педагог не вмешивается, а очень внимательно слушает и делает себе пометки - это работает по трем серьезным направлениям:
1) Ребята знают, что у педагога будет по итогу свое мнение о проделанной ими работе, ничто не уйдет от его внимания, в том числе и неработающие ученики, которые будут оценены по справедливости. Это заставляет многих активизироваться.
2) Учитель набирает бесценные данные о стиле работы ученика в процессе. Это идет в копилку наблюдений и выводов.
3) Ребята видят внимание и уважение к своему труду и это делает их заинтересованность в результате выше. Совсем не интересно делать то задание, которое дают ученикам, как детям погремушку, чтобы были заняты ради занятости.
У меня был проект читательской конференции между 7 и 3 классами по сказке "Цветик-Семицветик". Перед своими семиклассниками я поставила двойную задачу: первая - придумать содержательные вопросы к сказке, после того, как ее вместе прочитали с ребятами. Вторая (была поставлена без третьеклассников) - произвести наблюдения за качеством работы третьеклассников и дать их работе характеристику учебной деятельности. Семиклассники встали в позицию старших товарищей и при организации набирали такие же педагогические наблюдения. А когда мы подводили итоге уже на самой конференции, мы подарили красиво оформленные характеристики ребятам 3 класса. Те были очень польщены, что к их работе отнеслись уважительно их старшие товарищи. Это было для них и любопытно, а что именно положительного в их работе увидели, над чем предлагают поработать.