Каждому по потребностям: персонализация обучения
Индивидуальный подход и персонализация учебного процесса – это уже не столько тренд и мода, сколько жесткая необходимость. Школа, которая стрижет всех под одну гребенку, была хороша для воспитания фабричных рабочих. Но ситуация изменилась, – обществу нужны не те, кто будет работать на конвейере, а те, кто будет создавать роботизированные линии.
Первый шаг на этом пути – профильные школы. 76% московских старшеклассников учатся или собираются учиться в профильном классе. Почти в любой школе есть профильная программа – углубленное изучение языков или точных наук.
Но это лишь один из вариантов персонализации учебы. Еще можно делить уровни подготовки на уровни и предложить ребенку самому выбирать, как он хочет учить математику или литературу – на базовом уровне или всерьез.
Гибкая программа особенно важна для старшеклассников – она помогает им определиться со своими интересами. Но такая организация обучения позволяет и формировать необычные направления. Например, изучая программирование, математику и языки, ребенок может подготовиться к изучению компьютерной лингвистики.
Это перспективная область знаний, но собрать целый класс по этому направлению трудно. Вариативность программы позволит не идти на компромиссы и учить тому, что важно и нужно.
Мы привыкли к персонализации, она изменила нас и наш взгляд на мир: мы видим таргетированную рекламу, у нас повсюду, от банков до онлайн-магазинов, есть персональные менеджеры, в телефоне у каждого есть СМИ, идеально настроенное под его интересы. И образование должно соответствовать этой реальности.
Адаптивные системы в онлайн-образовании уже сегодня помогают нам строить индивидуальные учебные планы.
Мы в Skyeng подстраиваемся под уровень ученика, комфортную для него скорость обучения, его стиль общения. Мы вычисляем пробелы в знаниях еще до того, как он сам это заметит и предлагаем ему упражнения для прокачки слабых мест.
Если системы для группового обучения, которые формируют уникальные задания для каждого ученика, проверяют их и составляют статистику по всему классу. А учитель на основе этих данных предлагает персональную траекторию развития для каждого ученика. У него будет время подумать над этим, ведь искусственный интеллект избавит его от рутинной проверки работ и возьмет на себя отслеживание прогресса каждого ученика.
Преподавателей многое пугает – им кажется, компьютеры отнимают у них работу. Это не так – учителя останутся, но их функция изменится.