Если говорить о научных руководителях в РФ, то по сравнению с СССР их роль, на мой взгляд, расширилась.
Раньше руководитель обучал и показывал своим примером методы научной работы (как искать литературу и работать с ней, как спланировать и провести исследование, как обработать, осмыслить и опубликовать результаты).
Теперь же от руководителя требуется не только научное наставничество, но и финансовое. Он должен показать и объяснить молодому ученому, как найти финансирование для своей работы, как составить заявку на грант, как спланировать работу по гранту, как по нему отчитаться.
Увы, в современном мире необходимость не только научной работы, но и выбивание финансирования существенно увеличивает нагрузку на ученых и отнимает силы и время на собственно научную работу.
Иметь наставника в обучении очень важно и от его качества зачастую зависит дальнейшая успешность карьеры и работы молодого ученого.