Профориентолог никак не поможет. Потому что он не работает со страхами. Со страхами работают психологи, и родители. И лучше, если проблема действительно есть, когда родители работают в содружестве с психологами. Но вообще проблема "страх перед выходом во взрослую жизнь" сильно преувеличена. Подросткам в силу возраста и возрастной психологии как раз свойственны 2 вещи. Первая - это отсутствие страха (отсюда и "зацеперы", и прочие проявления ненужного и опасного героизма). Вторая - это стремление к отделению от родителей, от семьи, стремление к сепарации, стремление "я уже взрослый", даже если это не так. Так что страха, как такового перед взрослой жизнью школьники не испытывают, они как раз этой взрослой жизни хотят. Собственно говоря, их взросление как раз и происходит, когда они выходят во взрослую жизнь и берут ответственность за свою жизнь на себя. А вот у кого этот страх действительно часто бывает - так это у родителей школьников ("и как это я свою дитачку, свою родную кровинушку отпущу жить в общежитие, да в другой город? Он же там голодать будет!"). И если уж с чем-то работать, так это вот с этим родительским страхом. Но опять же профориентологи здесь никак не помогут. Это просто не их сфера деятельности. П.С. Выскажу личное мнение. Настоящую профориентацию могут провести только специалисты, давно и долго работающие в какой-то сфере, и знающие всю изнанку профессии. Т.е. рассказать и показать работу врача может только врач, работу бухгалтера - только бухгалтер, работу музыканта только музыкант, и так далее. Сделать качественно эту работу никакой профориентолог не сможет просто в силу того, что он о той профессии, на которую собирается ориентировать ребенка, ничего ровным счетом не знает. А раз так, то его рекомендации будут весьма поверхностны и потому для ребенка, стоящего перед выбором будущей профессии, даже опасны, поскольку ребенку и родителям о будущей профессии такой профориентолог расскажет совсем не то, чем это обернется на самом деле. И кто потом будет виноват в случившемся разочаровании? Профориентолог? По моему глубокому убеждению, ребенку, выбирающему профессию нужно о ней не "рассказать", а - "показать". На практике. Хочет быть врачом - можно побыть медицинским волонтером. Хочет быть геологом - кружок "Юный гелогом" и пара летних практик в полях с геологическим молотком. Хочет быть автомехаником? Обеспечить ему работу в домашнем гараже. Хочет быть капитаном дальнего плавания? Отправить на стажировку на "Палладе", и так далее по всему возможному спектру. Разумеется, исходя из проявленных ребенком склонностей и интересов. А интересы у детей меняются часто, и это нормально - дети должны себя искать, пробовать в разных областях, чтобы к окончанию школы и у них, и у родителей было четкое представление о том, куда идти и что делать дальше. Именно поэтому, пока дети в младшей и средней школе, им очень важно пробовать как можно больше разных профессиий и увлечений, посещать разные кружки и курсы. Это и будет лучше профориентацией. И профориентолог не нужен от слова "совсем".