Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как репетитору подготовиться и провести первое занятие с новым учеником?

Вопрос от сообщества "Тьютор_онлайн"

Ирина Родина
  ·   · 1,6 K
Репетитор по математике  · 18 окт 2021
Доброго времени суток!
Да, все видно в профиле, но все же представлюсь. Меня зовут Дарчик Анатолий. Я репетитор по математике с 2014 года. Рекомендации которые я даю ниже отвечают на вопрос несколько шире. Разговор затрагивает начало репетиторской деятельности, нежели работу с отдельно взятым учеником. Такой ответ продиктован простым логическим выводом: репетитор, хотя бы один раз проводивший урок, не будет задавать вопрос столь обобщенно. Поэтому начнем с начала. Непосредственно о подготовке к первому занятию я говорю начиная с пункта 4.
Чтобы ответить на Ваш вопрос, давайте вернемся в мой 2014 год, пропуская все через призму полученного мной за эти годы опыта.
Сейчас, глядя на ситуацию со стороны, вспоминая свои первые шаги, могу выделить несколько моментов.
  1. Вы уверены в выборе преподаваемого предмета.
Да, возможно прозвучит несколько странно, но зачастую репетиторы начинают свою деятельность вообще не определившись с предметом, который хочется преподавать. Такие выводы я делаю не случайно.
Начав работать с детьми, мой первый опыт пришелся на английский язык. Тогда это была просьба моих знакомых подтянуть их чадо в базовых знаниях по английскому языку. Так продолжалось некоторое время, пока я не получил первые реальные предложения о работе, причем по нескольким предметам. Именно тогда я понял, что нужно сделать конкретный выбор. Честно скажу, я не был специалистом в математике в 2014 году, и все же сделал выбор в пользу этого предмета. Мотив оказался более чем простым: математика не меняется со времен Евклида. Базовые моменты преподаваемые в школе "перекрутить" кардинальным образом при всем желании не получится. Именно так, с осознанного решения, началась моя деятельность как репетитора по математике.
Мораль сей басни такова: прежде чем идти к будущим ученикам, вы должны быть уверены, что будете дальше развиваться в предмете, который заявили в своем профиле. В будущем не должно возникать ситуаций, когда помощь подопечному перестает предоставляться просто потому, что вы передумали совершенствоваться в этом направлении.
  1. Без паники. Все получится.
Моральный фактор - самое главное.
Помните, что заявив о себе как о педагоге, вы должны и вести себя как педагог: спокойно, уверенно и непредвзято. Понятно, что в первый раз идти к новым людям непривычно, некомфортно и в какой-то степени страшно. Но в любом случае, согласятся с вами работать или нет, нельзя показывать свое внутреннее беспокойство. Еще раз напомню, вы - педагог. Предвзятости нет места.
Есть только один фактор, который должен быть принят всерьез: уровень вашей подготовки, как предметника, который позволит (или не позволит) взяться за работу. Но об этом стоит упомянуть отдельно.
  1. Вы трезво оцениваете уровень своих знаний.
Да, именно своих знаний. Ведь если вас просят подготовить ребенка к ЕГЭ, а вы даже не знаете, что это такое, однозначно торопиться не стоит. Возьмитесь за начальные классы, или за 5-8. Подготовка к экзаменам - отдельная песня. К этому нужно готовиться.
  1. Первичная оценка уровня знаний учащегося.
Вот здесь мы, пожалуй, подошли к главному: как готовиться к первому занятию новым учеником. Пункты озвученные ранее не должны вызывать у вас вопросов.
В большинстве случаев первый контакт - общение с родителями. Не нужно теряться. Уточните имя ребенка, класс, уровень знаний. К вам обратились не просто так. Даже если мама (папа) ребенка не понимает глубину проблемы, уже есть текущая оценка в школе. Именно по ней мы будем ориентироваться. Не лишним будет спросить, является ли предмет профильным для ребенка. Напоследок не забудьте уточнить имя звонившего родителя, если вам вдруг не представились.
  1. Подготовка материалов для первого урока.
Зная класс и уровень знаний, договорившись о первой встрече, начинайте подготовку к уроку. Во первых у вас должны быть под рукой все возможные учебники по предмету, дидактические материалы, сборники задач и тестов. Естественно все материалы должны соответствовать классу учащегося. Если вы не знаете деталей школьной программы, обратитесь к знакомым, друзьям родственникам, у которых есть информация, что сейчас проходят в этом классе.
Сделайте выборку материала по уровням подготовки. Сохраняйте все заготовки на телефон, планшет, или просто распечатайте их. Это ваше первое занятие. Не допускайте глупых ошибок. Перед занятием перепроверьте, чтобы все было на своих местах.
  1. Вы должны хорошо выглядеть.
Речь не идет о том, что нужно делать пластическую операцию, чтобы изменить форму носа или подкачать губы гиалуронкой. Будьте опрятны. Одежда должна быть чистой, целой и выглаженной. Тело не должно источать запах пота. Носки не должны быть дырявыми. Из обуви не должно нести как из помойки. Не используйте слишком тяжелый парфюм.
Возможно сейчас это кажется смешным, но я столько раз сталкивался с педагогами, которые не следят за собой, что даже дурно становится. Они позволяли себе поесть чеснок накануне занятия, даже не почистив зубы после этого. Таких примеров полно.
Помните, встречают по одежке.
  1. Знакомство с подопечным.
Впервые встретив нового ученика, представьтесь. Чтобы расположить к себе можете сразу же позиционировать себя как помощника. Не стесняйтесь задавать вопросы, ведь вам предстоит работать вместе.
  1. Проведите первую беседу и приступайте к тестированию ребенка.
Родители вам уже рассказали про оценки в школе. Теперь пусть ребенок оценит всю ситуацию со своей стороны. Такое введение даст понять ученику, что вы не эгоистичная сволочь со своими предрассудками, а осознанный и непредвзятый педагог, который стремится увидеть ситуацию со всех сторон.
  1. По завершении первого занятия не будьте слишком категоричными.
К сожалению приходится сталкиваться и с такими, кто выходя с занятия буквально кричит родителям, что их ребенок тупой как пробка, "но я, так и быть, поработаю с вашим идиотом".
Я утрирую конечно, но все же не допускайте ничего подобного.
  1. Согласуйте расписание и обменяйтесь контактами с новым учеником.
Последний, но не менее важный момент. Уточните где и когда вы будете работать, какой канал связи будете использовать как основной. Это избавит вас от возможных накладок в рабочем процессе.
Пожалуй на этом все. Я старался быть объективным, но все же отмечу, что эти пункты выделены на основе моего личного опыта.
Спасибо за эти несколько минут внимания, дорогой читатель.
Учитель английского языка, репетитор.   · 14 окт 2021
Надо узнать для чего он учит язык, его цели. Определить уровень знаний. Послушать произношение. Так можно определить, какая предстоит работа с данным учеником. Для общего вводного занятия можно подготовить фразы на тему... Читать далее