1. «Почему в средней школе гораздо труднее(почти невозможно) подняться выше своего потолка? »
2. «А в университете практически не за что раздают на право и налево зачеты и отметки за повально списываемые ответы. »
Первое - неясно средняя школа тут причем. Подняться выше своего потолка везде крайне трудно хоть в университете, хоть в аспирантуре ( если, конечно, шеф не работает как подъемный кран , мой точно не работал )
Второе - в ЮФО и Харькове (до 1992 ) традиционно сильными направлениями были МТФКП ( школа М.Г.Хапланова и Б.Я.Левина@ФТИНТ) и Функциональный Анализ. Учили нас очень жестко, многие уходили с ф-та. Да,занятая, профессура, тройки ставила, чтобы не тратить время на пересдачи. Но многие "хорошисты" теперь превратились в докторов ф.-м. наук. Ученые, преподававшие нам, были известны далеко за пределами России. Конкретно у шефа ( и не только у него ) были серьезные проблемы после отъезда Б.С. Митягина в 1977 и у него ушло несколько лет, чтобы найти общий язык с В.П. Паламодовым. Особой простоты в сдаче экзаменов В.И. Юдовичу, Ю.Ф. Коробейнику, В.А. Какичеву я тоже как-то не заметил.
Думаю, что понять некоторые работы Г.М. Хенкина с прохладного старта - не самое лучшее время препровождение.