Не только начинающие репетиторы, но и многие опытные преподаватели, зачастую допускают такую ошибку: они недостаточно ценят свое рабочее время и личные ментальные ресурсы. Казалось бы, что ж сложного и страшного в том, чтобы задержаться после занятия с учеником? Кто-то за урок новую тему совсем не понимает, у кого-то вопросов в учителю вагон и маленькая тележка, а кто-то (совсем маленький) держит тебя за руку и жалостливо просит продолжить еще…Конечно, преподаватели, работающие с детьми, могут испытывать особый трепет при виде заинтересованности ребенка в том, чтобы как можно дольше не прощаться с любимым учителем и продолжать занятие. Но вот вопрос: всегда ли сам репетитор задерживается после урока по своему личному желанию и возможности или же больше из вежливости/по долгу службы/др.? Боюсь, что ответ - нет.
Важно уметь разделять работу и личную жизнь, время на труд и на отдых, коллег и друзей. Согласны? Когда ты ребенку приходишься преподавателем, а не другом или родителем, так или иначе, на протяжении занятия ты работаешь, а всякая работа должна оплачиваться. Труд и профессиональное вовлечение учителя состоит не только в том, чтобы помочь ребенку решить задачи/объяснить новое правило/проверить домашнюю работу/др., но еще и в том, чтобы настроить психологический контакт/замотивировать на учебу/заинтересовать/др. Ментальное участие преподавателя во взаимодействии с учеником значимо и энергозатратно, а регулярное пренебрежение отдыхом и неоплачиваемые переработки могут легко привести к выгоранию на работе.
Есть несколько вариантов, как можно поступить, в случае, если ученик или его родитель настаивает на выходе за рамки обозначенного времени:
- Заранее договориться о доплате за сверхурочную работу.
- Попросить ученика выписать все вопросы и темы для обсуждения, которые его интересуют и подготовить к следующему уроку.
- Попросить направить дополнительные вопросы, идеи или темы для обсуждения в письменном виде вместе с домашней работой.