Лекция как инструмент образовательного процесса в колледжах/вузах является предметом для серьезного исследования. Если же рассуждать в общих чертах, то она не всегда зависит от периодичности (первая или пятая, новые слушатели или прежние). Лекционное занятие должно быть научно обоснованным, не повтором содержания учебников, учить мыслить, а сама речь выступающего — грамотной и логичной в рамках грамматики языка преподавания. Эффективность лекции также зависит от ее продолжительности и визуальности: имеются в виду презентации, схемы/таблицы, слайды, не выпадающие из информации по теме. При этом структура транслируемого материала состоит из таких последовательных звеньев, как вступление (особая роль — активизация мотивации студентов!), основная часть, заключение.
В то же время есть ряд типичных ошибок, допускаемые преподавателями (лекторами) при подготовке к подобным занятиям, что делает их скучными и малоинформативными. Как правило, учащиеся перестают посещать такие лекционные занятия.
- Часто повторяемой ошибкой при чтении лекции является преобладание монолога лектора и слабая вовлеченность/активность студентов, когда занятие превращается в своеобразный диктант (студенты записывают определенный текст под диктовку преподавателя). Некоторые преподаватели в течение пары (полтора часа) читают с листа либо просто пересказывают содержание учебно-методической литературы. В такой ситуации информация плохо усваивается. Чтобы избежать такую оплошность, разумнее предварительно подготовить тезисы лекции. Это способствует более свободному изложению материала.
- Следующая возможная ошибка — отвлечение от темы занятия, когда лектор начинает рассказывать веселые истории, анекдоты, никак не связанные с изучаемым предметом. Такой подход веселит аудиторию, но не приносит особую пользу для научного познания.
- Похожей на предыдущую является изложение материала в свободном формате, когда преподаватель, рассказывая обо всем понемногу, прыгает с одной проблемы на другую, однако в итоге отвлекает внимание учащихся на избыточную информацию. При таком подходе нарушается структура лекция, а лектор просто не успевает резюмировать материал и обсудить тему с учащимися.
При подготовке к лекции следует четко представлять себе студенческую аудиторию, которую нужно вовлечь в образовательный процесс, чтобы монолог преподавателя превратился в диалог между лектором и слушателями.