Вы уверены, что пребывание ученика на семейном обучении в течение всего лишь трех месяцев представляет собой такую катастрофу, которую вы описываете в вопросе? Опытный и высококвалифицированный педагог понимает (знает) особенности семейного обучения и не предъявляет завышенные требования к такому ребенку. Промежуточную аттестацию такие ученики могут и не проходить, но если она потребуется локальными актами школы, то ему (по закону) предоставляется две попытки. При условии провала и второй попытки ученик продолжает очное обучение в любом образовательном учреждении.
Специфика внешкольного (в данном случае семейного) обучения заключается в том, что дети здесь могут отдавать предпочтение предметам по выбору (например, русскому или иностранному языку, либо химии и т.д.). У них нет такой «обязаловки» по всем школьным дисциплинам, как на очном обучении.
К основным документам, регламентирующим переход ученика на семейное обучение и возвращение после него, а также о специфике СО относятся:
- федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 17, 58, 63);
- приказ (№1015 от 30.08.2013г.),
- письмо профильного министерства «Об организации получения образования в семейной форме» (139/08 от 15.11.2013 г.),
- приказ Минпросвещения РФ (№ 115 от 22.03.2021г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Кроме того, в некоторых регионах (к примеру, Москва) и школах разработаны и реализуются локальные нормативные акты, регулирующие отношения между участниками образовательного процесса (в том числе и в сфере СО).
Главная проблема при возвращении каждого ученика в обычную общеобразовательную школу состоит в его неподготовленности к аттестации именно по стандартной программе (а не особой, по которой он обучался дома). Поэтому здесь нужен индивидуальный подход к ученику, который после семейного обучения испытывает вполне понятные трудности адаптации к школьному учебному плану.
Что касается самой процедуры возвращения ребенка с СО на школьный формат, то можно заметить, что она точно такая же, как и уход с очного на семейный вариант. То есть родители подают заявление в территориальный отдел образования с просьбой изменить (на основе действующего законодательства) форму обучения (семейную) на классно-урочную в школе. Данное заявление визируется в соответствующей инстанции, которая назначает конкретную школу, которая может аттестовать учащегося за определенный период (в зависимости от возраста — четверть, полугодие). В то же время администрация школы (директор) обязан назначить учителя — куратора (тьютора), который должен консультировать ученика, знакомить его с пробными вариантами КИМ, заданиями по каждому предмету аттестации. Руководство образовательного учреждения также создает комиссию по аттестации, которая затем оформляет протокол (за подписью председателя комиссии и директора школы).