Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Могут ли нейросети, например, как ChatGPT, запустить реформы в образование?

Смогут ли нейросети кардинально повлиять на образование? В отрицательном или положительном аспекте?
ОбразованиеНейросети+3
Любовь Кобцева
  ·   · 8,4 K
Математик, программист, инженер, интересуюсь...  · 23 февр 2023
Они могут помочь автоматизировать рутинные процессы, но их ключевая особенность в том что они могут только воспроизводить обобщённый опыт, при этом их "творческая" составляющая буквально отсутствует, ибо ничего нового они сделать не могут, ибо всё творчески новое как правило находится в дополнении к пространству данных на которых их обучают, а это дополнение в отличии от ограниченного пространства обучающих данных неограниченно и без осознанного междисциплинарного анализа-синтеза провести они не могут, но в то же время нейросети могут позволить ускорить многие процессы, но только при условии того, что для этих процессов будут накоплены и размечены(охарактеризованы, проанализированы) данные, обобщения которых будет цель получить и воспроизводить без участия человека. В целом же польза нейросетей как правило проявляется в нетворческих приложениях и в ситуациях, когда "творчество" поддаётся обобщению-автоматизации, без создания чего-то нового, т.е. без привлечения анализа, рефлексии относительно результатов.
Если же говорить о нашумевших примерах взлома системы образования через использование нейросетей для написания дипломов и домашних заданий, то тут на самом деле они ничего нового о системе образования не сказали, ибо система образования и так находилась в упадке, который как раз и проявлялся в том, что
1) Педагоги в большом количестве проявляли халатность к вопросу качества подготовки учеников/студентов, многие д/з проверялись по наличию, к ним де факто занижались требования по грамотности  речи, содержательности и подкреплённости ответов/решений. На это влиял а) отрицательный отбор педагогического состава(часто в систему образования шли и идут достаточно пассивные, немотивированные люди).  б) Реформы образования усиливающие обобщение, учёт и бюрократизацию в ущерб гибкости системы образования, что содержательно перераспределяет время педагогов и учителей с подготовки к занятиям на занудное заполнение бумажек, большая часть которых как правило нужны только для галочки в учётных документах. в) ограничение роли учителей только вокруг роли начётчиков и контролёров, с уничижением задач воспитания и поддержания образа учителя как авторитета(причём как в виду пункта а., так и в виду профилировки системы образования не как государствообразующего института, а как сферы услуг, в виду чего учитель находится под давлением как школьной администрации, так и клиентов-родителей, для чьих детей оказывается образовательная услуга, где более того услуга становится формальной, в виду чего родители беспокоятся не за качество знаний детей, их социализацию, а лишь за их успеваемость, чем по сути происходит отчуждение от реальных результатов учёбы, причём как родителями и учителями, так и учениками, собственно отсутствие за оценками позитивной обратной связи и низкая уверенность учёников часто приводят к депрессивному и безразличному отношению детей к учёбе)
2) Слабая междисциплинарная связь и созависимость, так например многие предметы рассогласованы даже в условиях высокой взаимосвязи(например физика и математика, у которых программа многих учебников построена так, что учебник физики полагает, что ученики знают и понимают производную, тогда как учебник математики может тему производной оставлять либо дополнительной, либо вписывать её в программу так, что фактически её объяснение произойдёт с опозданием в четверть-две относительно момента её упоминания и востребования на уроках физики). Тут также стоит упомянуть весьма вредное отношение и учителей к несмежным напрямую дисциплинам, по которым имеет место дефективная манера многих учителей делить учеников на технарей, гуманитариев и пр., тем самым часто они на деле неосознанно указывают не на то, что ученик преуспевает в отдельных предметах, лучше чем в других, а чаще по сути указывают чуть ли не на непреодолимость отставания ученика по другим дисциплинам. Важно то, что это вредное разделение предметов затем вполне активно перенимается и учениками, которые принимают это разделение в качестве собственного оправдания и самооправдания, вместо того, чтобы собраться и начать исправлять отставание по предметам, по которым "не дано". В результате данной, грубой и поспешной специализации мы получаем в итоге безграмотных "технарей" и откровенно не умеющих логически(а значит - непротиворечиво) мыслить "гуманитариев", тогда как на деле данное разделение абсурдно и является лишь результатом сложения проявлений лени, предубеждений и безответственности воспитателей(в т.ч. родителей), ученика и учителей. Собственно к заданному вопросу это имеет прямое отношение, ибо благодаря этому явлению(поспешной специализации) и получается, что безграмотность в сгенерированных нейросетью текстах, море воды которой та заливает ответ - не вызывают вопросов у проверяющих, при чём как в виду халатности, собственной малограмотности проверяющих, так и виду того, что в таком виде научные тексты могут быть трудноотличимы от работы сделанной слабеньким студентом/учеником.
3) Чрезмерная бюрократизация и формализация процесса - порой к работам предъявляются избыточные требования, которые в свою очередь могут отрицательно сказываться на самой работе, так например в работе может требоваться цитирование N-ного количества источников, могут вносится утрированные требования по содержанию работы, ограничения по числу страниц, по включению или не включению содержимого(например необходимость включать полные исходные тексты программ для работ по ВМК-шной и мехматовской тематикам, т.е. тексты которые никто смотреть особо не станет, да более того тексты, которые корректнее публиковать например в специальных репозиториях, разворачиваемых на инфраструктуре ВУЗ или открытых площадках)
4) Перегруженность образовательных программ как маловостребованными или затянутыми предметами, на которые тратятся учебные часы, так и часто дублирование-повторение курса программ в виду невозможности иначе заполнить "очные часы"(например у меня в ВУЗе было дублировано примерно 10-15% процентов учебной программы, т.е. например мне дважды читали  курс философии).
В общем нейросети(уровня ChatGPT) лишь напомнили о проблемах в системе образования, указали на низкий уровень междисциплинарной связи, о поспешной специализации, о низком уровне качества образования и воспитания учеников, родителей, учителей, администрации и пр. Эти проблемы к сожалению решить нейросети не смогут и не будут, а в остальном, они действительно скорее всего продолжат внедрятся в систему образования, но только не с общественно полезной целью повышения качества, а с целью усиления оптимизации и урезания расходов на хорошо автоматизируемых задачах.
Все справедливо и по существу.
Информационные технологии - искусство и бизнес.  · 28 февр 2023
На сегодня системы называемые “искусственным интеллектом” имеют  очень малую область применения в образовании. Это связано со многими причинами. Главными из их это: 1.       Для обучения необходимо использовать выборки в... Читать далее
СТО, Мастер  · 17 февр 2023
Нейросети, включая ChatGPT, могут быть полезными инструментами для улучшения образования, но они не могут запустить реформы в образовании самостоятельно. Например, нейросети могут использоваться для автоматического анализа... Читать далее
Интересно, на основании чего Вы сделали такие выводы? Для того, чтобы нейросеть могла что либо сделать, её надо... Читать дальше
askanswer.ru Наука, философия, религия.   · 28 февр 2023
Нейросеть сама ничего не сможет запустить. А вот, повернуть образование к нейросетям крайне необходимо. Нейросеть вытесняет "зубрилу" и "поднимает" человека умеющего использовать возможности предоставляемые нейросетью по максиму... Читать далее