Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как можно научиться принимать решения в нестандартных ситуациях?

ПсихологияОбщество+3
Любовь Кобцева
  ·   · 2,5 K
Образование, искусство, философия  · 8 февр 2023
Прежде всего необходимо понять, что нестандартные ситуации - это реальность повседневной жизни. Если представить ось, на одном конце которой располагаются стандартные ситуации, а на другом - полностью хаотичные, то нестандартные ситуации займут центральную часть оси, то есть будут соответствовать нормальному, естественному течению событий. Действительно, сложно представить жизнь, состоящую из одних стандартных (типичных) ситуаций. Подобное существование подходит более машине, нежели человеку. С другой стороны, хаос тоже неприемлем. 
Во многих нестандартных ситуациях мы научились вполне спокойно существовать (не берём здесь болезненные отклонения психики). Мы выходим из дома, идём сквозь толпу людей, каждый из которых преследует свою цель и движется по своему направлению. Но к такой ситуации, когда-то в раннем детстве казавшейся нам нестандартной (особенно если много сидим дома и мало гуляем), мы уже привыкли, нашли в ней алгоритмы поведения, превратив её в стандартную. Однако увеличение хаотичности (нестандартности) в той же толпе,например, при панике, мигом превращает её в нестандартную.
Затем нужно отдать себе отчёт, что нестандартность ситуаций бывает разная. В одних ситуациях от нашего решения зависит наша или чья-то жизнь, в других - благополучие, а в третьих - возможность удовлетворения той или иной прихоти.
Первые ситуации давно и заслуженно получили именование экстремальных, особенно если они связаны с дефицитом времени на поиски решения. Как правило, данные ситуации связаны с большим или меньшим стрессовым состоянием, которым занимается (в том числе) экстремальная психология. Именно к таким состояниям готовят пилотов самолётов, о которых идёт речь в ответе А. Чернова. 
Большинство же из нас чаще сталкивается с нестандартными ситуациями второго типа при решении текущих профессиональных задач (например, в педагогической или офисной практике). Однако действовать в подобных ситуациях тоже непросто.
Прежде всего, необходимо стабилизировать своё (или групповое) психическое состояние. Даже при отсутствии ярко выраженного стресса. Ведь только в спокойном состоянии можно нормально анализировать происходящее.
Затем необходимо выявить источник возникновения нестандартной ситуации. И в зависимости от этого выстраивать свои дальнейшие действия. Например, источниками могут служить природные  (стихийные) явления. Здесь, как правило, обычный неподготовленный человек бессилен, приходится уповать на помощь извне. Ситуацию могут создать случайные события, если они выходят за рамки усреднённого стандарта. В этом случае приходится анализировать, может ли такое (такие) событие повториться. Если нет, то  проще пережить ситуацию. Если же она может повториться, то приходится дальше анализировать процесс. Нестандартную ситуацию может создать наличие противоположных (или просто разных) целей. Тогда придётся договариваться с носителями иных целей. Ситуация может возникнуть из-за неполноты или искажения информации. В этом случае необходим информационный анализ.
Можно ли подготовиться к действиям в нестандартных ситуациях? Полностью нет. На то они и нестандартные. Но некоторые рекомендации дать можно.
Поскольку любой нестандарт влечёт за собой вереницу нестандартных последствий, то хорошо бы решить для себя заранее, что в типичной (стандартной) ситуации является для вас ключевым, незыблемым, не подверженным изменениям. Это позволит при возникновении такой ситуации значительно сократить круг поисков выхода. Например, в нестандартных педагогических ситуациях ни при каких условиях невозможен переход к панибратству или, наоборот, любое унижение визави.
Очень неплохой тренировкой действий в нестандартных ситуациях является поиск нестандартных решений в стандартных ситуациях. Риск здесь минимален. Ведь всегда можно повернуть на стандартный путь решения. Но именно такой спокойный тренинг позволяет воспитать в себе то состояние ума, которое часто называют "творческим", и которое как раз и помогает действовать в нестандартных ситуациях.
Очень важно также после разрешения ситуации не бросать её, не забывать о ней, но ещё раз всё тщательно проанализировать. А может быть стоило поступить иначе? Этот очень важный этап позволит подготовиться к очередному нестандарту, который наверняка случится.
Вопрос: Как действовать "при решении текущих профессиональных задач (например, в педагогической или офисной практик... Читать дальше
Специалист широкого профиля  · 31 янв 2023
Возьмём для примера серьезную область - летное дело. Понятно, что пилотирование воздушных судов занятие не простое, нештатные и нестандартные ситуации здесь могут встречаться нередко. И решения по ним надо принимать быстро и... Читать далее
Это частности.Вопрос поставлен предельно и без ограничений  широко,очевидно с горяча, что бывает при беспредельном... Читать дальше
Ведущий, тренер по вере в себя, конфликтологии...  · 31 янв 2023
Мне кажется ответ банален. Не сидеть дома на диване) Принимать активную жизненную позицию. Когда ты находишься в 4 стенах, где все стандартно и понятно, о каких умениях упомянутых в вопросе может идти речь? Нужно выходить из... Читать далее
Вопрос: Нужно ли  " выходить из зоны своего комфорта в большой мир"?. Ответ: Не нужно. Там и без тебя всем очень... Читать дальше
Первый
всякие разные, НИИ, учебные институты, Сам себе...  · 8 февр 2023
Вопрос: Как можно научится принимать решения в нестандартных ситуациях? Ответ: Пока шишек на голове не набьешь в нестандартных ситуациях, то не научишься. Поэтому вопрос  сводится  к минимизации количества шишек. А это уже... Читать далее

18+ контент