Возьмём для примера серьезную область - летное дело. Понятно, что пилотирование воздушных судов занятие не простое, нештатные и нестандартные ситуации здесь могут встречаться нередко. И решения по ним надо принимать быстро и, самое главное, без ошибок, т. к. цена ошибки пилота может быть очень высока.
Как обучают пилотов принимать верные решения в нештатных ситуациях, если очень упрощенно.
Во-первых, базовые знания. Пилот должен очень хорошо знать самолет и его возможности.
Во-вторых, инструкции. Многие нештатные ситуации уже когда-то бывали, и возможности с ними справиться занесены в соответствующие инструкции, которыми надо уметь пользоваться. При этом не следует заниматься самодеятельностью и пытаться изобрести что-то свое - в таких случаях инструкции обычно увеличиваются в объеме, поскольку там появляется новая запись, почти буквально написанная кровью.
В-третьих, практическая отработка нештатных ситуаций на тренажерах. В идеале надо до автоматизма отработать все (или хотя бы основные) нештатные ситуации на тренажере, чтобы в реальных условиях не теряться, а сделать все по правильному почти на автомате (там часто раздумывать некогда).
Итог: чтобы уметь принимать решения в нештатных ситуациях, надо в идеале иметь хорошую базу знаний по возможностям решения и обладать практическим навыком выхода их подобных ситуаций.