Последние два-три года осуществляется реформа системы образования, которая затрагивает, конечно, и сферу преподавания.
- Появились новые/обновленные формы, методики, технологии обучения: дистанционная (онлайн)/интерактивная, адаптивная, проблемная, иммерсионная, углубленная, внедрение искусственного интеллекта, интеграционная (глобальная) и т.д.
- С начала 2022-2023 учебного года эти процессы углубились под влиянием ряда факторов: всеобщая цифровизация, отказ от Болонской системы, появление новых предметов и Федеральных государственных образовательных стандартов (в школе, ссузе и вузе). В последних указаны новые знания, умения, навыки (компетенции) по каждой дисциплине, которые должны освоить учащиеся.
- Следующая особенность в сфере преподавания состоит в том, что пять школьных предметов (математика, биология, информатика, физика и химия) приобрели статус «обязательного углубленного изучения». В этой связи преподаватели должны переработать рабочие программы, чтобы они соответствовали новым ФГОС.
- В школьных учебных планах отменили обязательное изучение второго иностранного языка, переведя в разряд добровольных.
- Для преподавателей (и учащихся) важным новшеством стало введение еженедельного нового урока «Разговоры о важном» и поднятие государственного флага с исполнением гимна страны.
- В школьных программах появился новый предмет по основам финансовой грамотности, а с первого класса — занятия по истории российского государства.
- Расширились обязанности школьных педагогов: теперь они обязаны помогать ученикам выполнять домашние задания по программе продленного дня, которая стала единой для всех образовательных организаций в стране.
- Сфера преподавания расширяется за счет открытия инженерных классов по направлениям судо- и авиастроения.
- Для учителей физкультуры нововведение коснулось формы аттестации: в аттестат выставляется оценка (а не зачет) по данному предмету.
- В конце текущего учебного года ученики седьмого класса впервые будут сдавать ВПР (два обязательных и два по выбору предмета) и т.д.
Все перечисленное обусловливает острую необходимость профессиональной переподготовки и повышения квалификации для преподавателей всех уровней системы образования.