Да правда. В данном случае фраза "рыночек порешал" сработала в буквальном смысле. Какие устремления были у родителей выпускников школ в "нефтегазовые нулевые". Мало-мальски приличный класс с углубленным изучением в данном случае неважно чего. Важно что там вряд ли училось много детей наркоманов, конченных алкоголиков и людей оказавшихся на социальном дне по другим причинам. Родители большинства относились к т.н. среднем классу ну или "офисным хомякам" как угодно. Так вот из 25 выпускников ну 20 шли на юридический еще 4 на экономический, желательно со специализацией в банковской сфере. По крайней мере пытались.
Но лет 5-10 до этого в середине-конце 90-х образование было отдано на откуп рынку. Соответственно сработали чисто рыночные механизмы. Цена за юридическое образование в ограниченном количестве ВУЗов которые давно и успешно этим занимались взлетела в космос, доступный ну даже не каждому среднему бизнесмену для своих детей. Вспомним наш класс с углубленным изучением чего-то. Ну дети олигархов там вряд ли есть. А нашим офисным хомякам это не по карману. Но у нас же рыночек! Есть спрос на "почти такое же только попроще и подешевше"? Будет и предложение. Соответственно и наплодилось немеряно всяческих "международных университетов права, банков и финансов". В стенах в лучшем случае бывшего ПТУ а то и службы быта советских времен. Оба примера реальные из района где я живу. Преподавательский состав и научный потенциал соответствующий. А поскольку госполитики в области образования как таковой нет, никому не важно, что на юридические дипломы такого отвратного качества и в таком немеряно количестве спрос только среди мам вчерашних школьников. Но никак не на рынке труда. Платят же в данном случае мамы.
В технических и естественно-научных ВУЗах, как раз тех качество образование в которых в советские времена было от хорошего до отличного, шли несколько другие процессы. В 90-е старые советские кадры уходили. Зачастую преждевременно на тот свет, не все выдерживали одновременно остаться без средств к существованию и дела жизни. Когда я в 90-е в техническом ВУЗе учился только успевали вывешивать некрологи. Молодежь учиться не очень шла. Ну ведь была политика "зачем нам свои производства, продадим нефть и купим что нужно в Китае". А подавно оставаться потом на кафедрах преподавать. В результате прервались научные школы. Да и вообще ВУЗовская научная работа если осталась, свелась к формальности. По сути кафедры занимаются механическим выполнением образовательных стандартов и не более. Что неплохо для общего среднего образования. Но не то что ожидается от высшего.
В результате. Я сейчас работаю программистом. Причем в отрасли не требующей особой фундаментальной математической базы. К нам приходят как вчерашние школьники без специального образования. Так и выпускники ВУЗов. Разница между ними конечно просекается. Но что лучше что хуже не скажешь. Для первых характерны при неплохих остальных знаниях пробелы в самых элементарных вещах. Ну некому было подсказать что например стоило почитать учебник по элементарной информатике. А вторые как под копирку наоборот шпарят инфу из учебника не представляя современных технологий разработки. А если сравнивать по возрасту - тот самый школьник набравшийся к этому времени 4-5 лет стажа точно далеко впереди. А со вчерашними школьниками конкурируют многочисленные выпускники юридических и финансовых университетов, до этого успевшие поработать курьерами и кладовщиками.