Солидарен с другими авторами. Если рассматривать «пространство» как стены, то они не сильно стимулируют. Пространство школы может быть с необходимой/нужной атмосферой, которая стимулирует и способствует развитию «мягких навыков» у школьников. Особенно в среднем и старшем звене…
Несколько прикладных инструментов в этом направлении:
- Выступления, мастер-классы и др.активности известных людей, экспертов и фанатов своего дела. Правильные ролевые модели извне оказывают благоприятное воздействие на детей и способствуют их осознанной или неосознанной эволюции.
- Проектная деятельность и деятельный подход в рамках урока/ов и/или внеклассной деятельности. Целенаправленная учебная деятельность с перечисленными компонентами способствует обогащению не только «хард», но и в «софт» навыкам. Они неразрывно связаны.
- Масштабирование лучших практик внутри ОУ. В каждой школе есть педагоги и учащиеся, которые уже «носители» разнообразных навыков на достаточном/высоком уровне. Циркуляция таких примеров, синергия разностей в учебе, безбарьерная среда в общении, словесное признание лидерами мнений и др. помогают в развитии.
Это только часть примеров. В реальности их значительно больше. В школах, в которые дети идут с радостью, уже существует благоприятная атмосфера для роста ребят и стимулы почти не нужны. Внутри ребят есть мотивация к учебной деятельности!