Модели взаимоотношений между учителем и учащимися базируются на педагогическом стиле, который учитель предпочитает в своей работе. Традиционно выделяют три основных стиля педагогического общения:
- авторитарный стиль, для которого характерен жесткий контроль, управление со стороны учителя. Педагог в своих оценках (чаще всего стереотипных и субъективных) исходит из усреднённого представления об учащемся и абстрактных требований к нему. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия.
- попустительский (индифферентный) стиль – это, по сути, самоустранение преподавателя из учебного процесса, снятие с себя ответственности. Учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.
- демократический стиль, при котором педагог учитывает индивидуальные особенности учащихся, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. Педагог осознанно ставит задачи перед школьниками, не проявляет негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах. По сути, этот стиль общения можно охарактеризовать как личностный.
Демократический стиль считается наиболее эффективным в решении педагогических задач.
Независимо от стиля педагогического общения необходимо соблюдать субординацию, сохранять ролевую модель «учитель-ученик», не допускать панибратства.
Взаимоотношения учителя с учениками должны строится на:
- уважении, и в то же время требовательности к ученикам, чтобы не распустились, а проявляли активность;
- сотрудничестве, совместном решении и обсуждении любых вопросов, совместном процессе обучения и воспитания, где учитель – образец нравственности и образованности;
- доверии;
- заинтересованности в совместной деятельности, объединяющей самих учеников и укрепляющей их отношения с учителем.