Когнитивная психология изучает процессы познания человека и животных. Среди предметов изучения и оценки такие явления, как познания, воспоминания, фантазии, речь и восприятие, логическое мышление. Важнейшая базовая идея когнитивной психологии – стереотипирование: считается, что всё, что человек узнал, его сознание раскладывает на типовые схемы или шаблоны. Эти шаблоны «загружаются» в память, а при необходимости «достаются» оттуда. При этом внешнее восприятие реальности не всегда одно и то же, что сама реальность.
На основе исследований в сфере когнитивной психологии создан когнитивный подход – метод обучения, основанный на принципах активного соучастия школьников в обучении. К числу основных методов можно отнести лабораторный эксперимент, наблюдение, библиографирование, традиционные тесты и опросы.
Подготовка в сфере когнитивной психологии позволит преподавателям средней и высшей школы значительно повысить качество работы, сделает лекции более познавательными, интересными и полными. Однако речь идёт именно о базовых знаниях, позволяющих на практике использовать методы когнитивной психологии; погружение в дебри следует считать излишним как с точки зрения интересов учеников/студентов, так и образовательного процесса в целом.