Один из самых верных признаков манипуляции - человек ловит себя на том, что частенько делает то, чего делать не хотел, не собирался, а, может быть, еще и во вред лично себе или какому-то процессу (пораньше отпустить; поменьше задать; поставить более высокий балл, чем заслуживает ученик и т.п.). Т.е. если слишком много "исключений", "шагов навстречу", "одолжений", "пониманий", а расплачиваться за это приходится тому, кто поддался (временем, угрызениями совести, недовольством руководства, авторитетом и т.п.) - скорее всего, работает манипуляция.
Как выходить?
Во-первых, понять, на какой душевной струне чаще всего манипулируют ученики. В преподавании это чаще всего или чувство жалости, или чувство вины. В
о-вторых, освоить технику
ассертивного отказа. Тогда, выявив манипуляцию, можно будет спокойно продолжать делать то, что запланировано.
Во времена работы в бизнес-обучении нередко сталкивалась с ситуацией: суббота, люди всю неделю проработали. Мотивация к обучению никакая. И начинаются тонкие намеки на то, как сильно нагружают на работе, как тяжело было вставать утром, как обиделись супруга или супруг из-за того, что его "половинка" оказалась вынужденной уйти в выходной день. И как было бы хорошо, если бы мы часа на два раньше завершили обучение. Жалко людей, тем более, что почти все эти рассказы - правда. Но а) если я их отпущу на два часа раньше, то железно не смогу передать весь материал; б) меня за такое тоже по головке не погладят. Вот и приходилось ассертивничать и рассказывать, что я всех уважаю, но заниматься будет столько, сколько полагается по расписанию.