В каждой семье, где есть школьники, с тревогой и волнением встречают начало учебного года. Как правило, конечно же, переживают больше родители (бабушки и дедушки), и это всеобщее беспокойство передается детям. Родители считают, что их дети за летние каникулы все забыли и не смогут вовремя войти в рабочий ритм. Но всегда надо помнить, что дети ничего не забывают из того, что они усвоили на уроках. К примеру, если ученик ходил в такую школу (класс), где ему весь учебный год было неинтересно и скучно, то не следует ждать, что он вспомнит то, что не учил. В то же время ребенок, получивший знания, которые преподносились ему в интересной и доступной для понимания форме, в первую же неделю вернется на прежний (до каникул) уровень.
Школьные психологи считают, что ученики любого класса (возраста) обязательно проходят определенный период адаптации к школьной жизни, продолжительность которого может быть разной. К примеру, первоклассники привыкают к школьному режиму в течение полутора месяцев; пятиклассники – месяц; остальные две – три недели. Родители и учителя не должны игнорировать такую особенность в адаптации к школе: на самом деле, после трех месяцев беззаботной жизни ребенку непросто привыкнуть к дисциплине, работе над домашними заданиями и т.д! Даже взрослым людям требуется почти неделя для включения в работу после отпуска! Если учителям и родителям не помогать детям в такой ситуации, то могут возникнуть сложности: у детей старше 10-12 лет психологического характера, а у младших школьников – физиологического. Поэтому нужно начинать подготовку ребенка к школе хотя бы в последнюю неделю каникул: наладить сон и режим дня, питание и т.д.
Родителям в первые дни учебного года не следует постоянно задавать проверяющие вопросы: здесь важна формулировка самого вопроса, которая может не совпадать с методикой обучения и ребенок может просто не понять суть проблемы.
Переход от каникул к школьному порядку должен быть плавным: возможно, нужно поговорить с ребенком о том, что его ожидает в школе, устроить ему праздник прощания с летом и т.д.
И самое главное: обязательно нужно говорить с ребенком и не стесняться его мотивировать, вдохновлять! Темы таких бесед должны затрагивать отношения с друзьями-подругами, перечень предметов (по которым он соскучился), учителей, его предпочтений (чем он хотел бы заняться в этом году). Можно просто помечтать вместе с ним и порадоваться предстоящим событиям.