Любовь, благодарю за важный практический вопрос!
Эмоции всегда влияют на принятие решений. Цепочка: внешний стимул (событие) - оценка произошедшего, восприятие, когниция (вывод) - действие или бездейстие, всегда включает переживание эмоции или комплекса эмоций. Процесс обучения является для обучающегося и обучаемого множеством внешних стимулов. Для первого - в формате информации (аудиальной, визуальной, кинестетической и иной), а также призывов повторить, проэкспериментировать, выучить и т.д. Для второго - в формате обратной связи обучающегося. Таким образом, эмоции определяют выбор: захочу научиться/не захочу научиться, интересно или нет, вовлекусь в предлагаемое обучающим или предпочту пропустить…
И тогда как обучающий может влиять на процесс обучения с целью повышения его эффективности, учитывая эмоции свои и учеников?
Отвечу): развивая свой эмоциональный интеллект. Это не что-то абстрактное, а вполне приземленное понятие, включающее в себя 3 базовых блока практических навыков:
- распознавание эмоций собственных и других людей,
- использование эмоций (злость, к примеру, является эмоцией высокой энергии и, злясь, можно решать множество важных задач - зная каких именно и делая это осознанно),
- управление эмоциями (умение переключаться из грусти во вдохновение, из скуки в интерес и т.д.).
Внутри каждого из этих блоков есть целый набор очень полезных инструментов (снова про обучение).
Таким образом, не сами эмоции, а навыки взаимодействия с ними крайне влиятельны во всех аспектах жизни, в обучении в том числе.
Тема большая и если у Вас есть примеры сложностей в обучении, связанных, на Ваш взгляд с эмоциями, то я с удовольствием прокомментирую конкретные кейсы или отвечу здесь же на частные вопросы и, при необходимости, поделюсь практическими инструментами по развитию эмоционального интеллекта.