Я работаю с 8-11 классами. Могу сказать, что в школе много внимания уделяется заучиванию правил без попытки установить закономерности в языке, "натаскиванию" на задания определенных типов, а не развитию универсальных навыков владения языком, чего, к слову, требует новый ФГОС. Слишком узок спектр текстов, которым учат писать ребят, школа оторвана от жизни. К сожалению, у старшеклассников формируется представление, что выучить русский нужно только для ЕГЭ, а высокий балл на ЕГЭ = знание русского. Моя программа для 10-11 классов в Лицее НИУ ВШЭ была нацелена на то, чтобы ребята поняли, что мы живем в языковой реальности и русский им пригодится ВЕЗДЕ! Уделяли внимание даже тому, как писать рабочие письма, как выступать с научными докладами, как с помощью языка формировать представление о себе.
Не так хорошо знакома с программой младших классов, но закладывать представление о системности и логичности языка одновременно с его подвижностью нужно с самого начала. Еще стоит больше внимания уделять современным текстам для упражнений, предложения про "березки" многим надоели.
Я не говорю сейчас о литературе, но в моем представлении изучение русского языка и литературы должно быть комплексным, ведь текст — это то, как язык являет себя. В классических произведениях есть и много того, что принято считать ошибками, почему бы не "поисправлять" великих? Кроме того, мы уже не понимаем тексты XIX века на 100%, потому что многие слова изменили свое значение, очень интересно посмотреть на их развитие. Можно применять современные методики, делать задания на основе Национального корпуса русского языка (
https://ruscorpora.ru/).
Мне кажется, что ребенка нужно заинтересовать, привить ему любовь учиться, а для этого нужен творческий подход и вовлечение обеих сторон (учитель и ученик). Но учителя объективно перегружены( Когда в классе 36 человек, а по нормам должно быть максимум 25, очень сложно делать вообще хоть что-то.