По мнению учителей русского языка и литературы, (которое мы разделяем), на сегодняшний день в российских школах наиболее часто встречаемыми проблемами в преподавании этих предметов являются следующие.
Чрезмерное детское увлечение компьютерными играми/соцсетями, что, как правило, не требует глубокого знания правил русского языка. В результате мы получаем низкий уровень грамотности учеников.
Острой проблемой является недостаточный уровень речевой культуры учеников, что выражается в большом количестве вульгаризмов и жаргонизмом, неточностей, в снижении стилистики. Появилось слишком много заимствований из других языков, ведущих к обеднению русского.
Литература обусловливает хорошее владение русским языком. Она, по сути, определяет духовно-нравственное, гражданское формирование человека, его эстетическое и интеллектуальное развитие. Однако и здесь отмечается низкий читательский уровень, слабая заинтересованность в чтении.
Дети становятся все более неусидчивыми и неспособными к длительной концентрации внимания. Они привыкли к коротким роликам (видео) на сегодняшних сайтах, которые длятся всего лишь пару минут максимум. В результате всего этого мозг человека привыкает к восприятию материала не дольше нескольких секунд, затем он переключается на следующую информацию. В конкретной ситуации — к примеру, обучение русскому языку — такой вариант освоения материала имеет отрицательный эффект, поскольку здесь требуется концентрация внимания на более длительный период.
Следующая проблема в освоении русского языка, вытекающая из предыдущей – это неумение учеников формулировать собственные мысли. Они не всегда могут пересказывать прочитанные (услышанные, контекст) тексты, в результате чего не в состоянии элементарно написать изложение (сочинение, эссе). Школьники, привыкшие к общению в чатах, пишут коротенькие сообщения быстро, чаще бездумно, не вдаваясь в подробности.
Отвечу, как мама ученицы второго класса.
Я думаю, что основная проблема в преподавании русского языка связана с тем, что современные дети очень мало читают и ооочень много времени проводят за компьютером и в чатах, где они... Читать далее
Кандидат филологических наук | ведущий эксперт... · 1 сент 2022
Я работаю с 8-11 классами. Могу сказать, что в школе много внимания уделяется заучиванию правил без попытки установить закономерности в языке, "натаскиванию" на задания определенных типов, а не развитию универсальных навыков... Читать далее
Сами учителя нередко путают знаки препинания- к сожалению, во времена моего детства эта проблема была. Где поставить запятую например. Вообще, пунктуация долго наверно ещё будет большой проблемой.