Поколением Z, или Зуммерами называют людей, которые родились и выросли в эпоху интернета или, как говорят, «с гаджетами в руках». Временные границы поколений «плавающие» и для разных стран они сдвинуты на пять-шесть лет и более, что связано с разными темпами экономического и технического прогресса. Для России характерна точка зрения, что «Поколение Z» появилось после 2000 года.
Отличительные черты Поколения Z:
- Цифровые люди – первое поколение, не видевшее мир без компьютеров и технологий. Большинство имеет бесперебойный доступ в Интернет, к гаджетам и мобильным устройствам. Они не могут просто отказаться от гаджетов, это и есть их жизнь.
- Ответственность стала относительным понятием из-за туманности перспектив и более глубокого анализа повседневной действительности. Экономическая обстановка также не способствует самостоятельной жизни.
- Главная мотивация поколения Z – интерес. Если им не интересно, они не будут учиться и работать. Даже за большое вознаграждение. Концентрация внимания у зуммеров низка именно из-за отсутствия интереса.
- Для зуммера важно понимать, что он делает и зачем он это делает. У него нет понятия долга. Он не будет учиться хорошо или осваивать предмет только потому, что это важно для карьеры или родителей. Ему нужны конкретные знания для реализации сегодняшних задач.
- Поколение Z не принимает иерархии и авторитетов. В диджитал мире все люди равны, уважения заслуживают личные качества человека, а не его возраст и статус.
- Зуммеры не любят расписания и нормированный учебный или рабочий день. Хотят заниматься и выполнять задачи по собственному расписанию. Не стремятся перевыполнять план и ставить амбициозные цели.
- Поколение Z мыслит краткосрочными перспективами и не готово ждать. Современные люди не думают о будущем, так как настоящее меняется слишком быстро, и готовых решений больше нет.
Существуют рекомендации по обучению зуммеров. Причем эти советы применимы как к офлайн, так и к онлайн-обучению.
- Переход от теории к практике. Зуммерам необходимы знания для реализации конкретных задач. Практически любой теоретический курс обречен на неудачу, если в нем нет примеров и готовых инструментов.
- В тренде, так называемое микрообучение – новый формат образовательного процесса, в котором информацию подают небольшими блоками. Разбивая процесс получения знаний на короткие интервальные занятия, а большие задачи на сегменты, учитель сохраняет «градус интереса» учеников. Идеальная продолжительность такого урока – 25 минут.
- Визуальные методы предоставления информации. Зуммеры лучше воспринимают визуальную информацию, поэтому нужно предоставлять учащимся как можно больше таких материалов: иллюстрации, инфографика, схемы, видео, программы.
- Зуммеры ценят простые инструкции, синтезируют информацию из видео и подкастов, поэтому эффективным для них вариантом подачи материала будут обучающие видеоролики, средства Flash-анимации и мультипликации.
- Использование специальных приложений дает учителю возможность демонстрировать больше визуальных и практических примеров по предмету. Постановка задач в специальных программах и сервисах показывает высокую эффективность. Необходимо менять инструменты, использовать как можно больше новых технологий. Не стоит заставлять учащихся вести бумажные конспекты, отнимать у них возможность использования соцсетей. Все это увеличивает интерес к учебе.
- Геймификация. Для поколения Z это самый адекватный инструмент погружения в информацию так, чтобы она максимально продуктивно усваивалась. Это не только получение знаний, но и «мотивация процессом». Иммерсивная среда обучения, например, VR-прогулки в дополненной реальности с неожиданными сюжетными поворотами, сегодня особенно популярна. Также популярностью пользуются «бонусы» за решение задач, анимация.
- Персонализация и создание безопасной обстановки. Индивидуальное обучение не означает разработку индивидуального подхода для каждого учащегося. В основном это означает деление учащихся на группы и адаптацию материалов под них. Преподаватели могут рассматривать сложные концепции или углубляться только в те темы, которые вызывают энтузиазм. Как никогда необходимо бережное отношение к учащимся. В современной нестабильной ситуации офлайн или онлайн группа/аудитория/класс/ должны стать безопасным местом, сосредоточенным на потребностях учащихся. Для современных учеников также необходима возможность честной дискуссии. Только так они остаются вовлеченными.
- Поколение Z привыкло общаться с помощью эмодзи. Можно учесть эту особенность и попробовать использовать язык идеограмм для создания дидактических ресурсов.
- Интернет выработал новую культуру с особыми языковыми, стилистическими параметрами и сделал возможным применение языка креолизованных текстов. Следовательно, эффективным будет использование мемов в качестве мотивационного воздействия с учетом их способности проблематизировать учебный материал.
- Подталкивать к поиску информации. Поколение Z любит самостоятельно работать в информационном поле. В эпоху интернета «дети в сети» хорошо воспринимают информацию, найденную самостоятельно.
- Расширить образовательное пространство можно с помощью блога, например: блог классного руководителя, блог тренера, блог-проект, блог-электронная тетрадь, блог-газета и др.
- Изменение роли преподавателя в цифровом мире неизбежно. Современным детям важно не подавление авторитетом, а наставничество. Проще говоря, они желают идти на урок не из-под палки, а за знаниями. Поэтому в преподавателе зуммеры хотят видеть, прежде всего, эмоционального лидера и навигатора, организующего обучающий процесс. Им крайне важна постоянная обратная связь и бережная её подача. Можно создать группу или общаться с учениками через мессенджеры лично. При этом, обладая критическим мышлением, они часто испытывают необходимость в разъяснениях по поводу важности тех или иных занятий.