Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что такое кривая забывания? Достоверна ли эта концепция и как она может помочь учащимся?

ОбразованиеОбучение+2
Любовь Кобцева
  ·   · 6,9 K
Психолог, преподаватель психологии.  · 15 апр 2022
Немецкий психолог Герман Эббингауз (1850–1909) первым начал изучать память и обучаемость с помощью экспериментального метода. Эббингауз стал одним из последних ассоцианистов и одним из первых задумался о роли смысла в духовной сфере человека. Впрочем, он подошел к этой проблеме со стороны ассоцианизма. Мы помним, говорит Эббингауз, благодаря смыслу, который содержат наши высказывания. Поэтому если мы хотим оставаться истинными ассоцианистами и исследовать «чистую» память, мы должны убрать смыслы, чтобы они не мешали нашим исследованиям. Именно это и пытается делать Эббингауз. Он создает бессмысленные слоги, состоящие из двух согласных звуков и гласного звука между ними. Всего он создал 2300 таких слогов. Эти слоги он сам заучивает в разных сочетаниях.
Главный эмпирический факт, который открыл Эббингауз, — кривая забывания, отображающая экспоненциальную зависимость между временем, прошедшим с момента запоминания, и количеством припомненных слогов. Именно в таком виде происходит исчезновение информации из нашей памяти с течением времени.
Когда Г. Эббингауз стал рассказывать о своих результатах, его критики сразу же заявили, что сама методика, которую он использовал, страдает неустранимыми недостатками, поскольку абсолютно бессмысленных слогов просто-напросто не бывает. Любое такое сочетание обязательно вызывает те или иные ассоциации, всплывающие из нашего опыта, а это говорит об осмысленности таких слогов.
Пожалуй, именно в это время иссякает поток механических подходов к исследованию внутреннего мира человека. Психологи, не отказываясь от понятия «ассоциация», переходят к попыткам изучения действительных ассоциаций, которые не могут не являться носителями тех или иных смысловых образований. Намечается переход к человеку как осмысленному существу.
Впрочем, исследования Эббингауза продолжил немецкий психолог Георг Элиас Мюллер (1850–1934), сформулировавший интерференционную теорию забывания. Кстати, Мюллер занимался экспериментированием в своей лаборатории, которая работала в Геттингене в 1881–1921 гг., привлекала многих студентов со всей Европы и из Соединенных Штатов и соперничала с лейпцигской лабораторией Вундта.
Что касается достоверности кривой забывания, то, по-моему, ее сложно опровергнуть – попробуйте! Могут быть нюансы – не более.
Для современных же студентов важно знать, что Эббингауз был первым, кто решил исследовать память именно экспериментальным путем. На основе его методик создаются в том числе и современные подходы к исследованию памяти. 
Но еще более полезным во все времена является так называемый закон Йоста. Собственно этот закон был описан самим Эббингаузом, но Адольф Йост доработал его, Это выглядит примерно так. Йост давал своим испытуемым заучивать ряды стимулов разными способами в течение нескольких дней: в одном случае испытуемые повторяли ряд, скажем, 12 раз – по два раза (то есть через день по два раза в течение 24 дней), а в другом случае испытуемые делали то же количество повторений, но 2 раза в течение тех же 24 дней, то есть делал то же количество повторений (12), но в течение 2 дней, например, на пятый и двадцатый день из тех же двадцати четырех дней. Оказалось, воспроизведение материала – значительно лучше в первом случает Отсюда Йост пришел к выводу при одинаковом количестве повторений распределённые во времени повторения оказываются более эффективными, чем одновременные.
Когда мы со студентами проходим эту тему, я всегда говорю: учитесь не только в последнюю ночь перед экзаменом, но в течение всего семестра. 
1 эксперт согласен
Спасибо за содержательный ответ, Станислав Михайлович. Я, кстати, коллегам довольно часто рекомендую использовать... Читать дальше
Помогаю студентам правильно писать научные работы...  · 14 апр 2022
Для того, чтобы изучить процесс забывания, одной методики не достаточно, так на результативность исследования может повлиять множество факторов. Кривая забывания строится по методике Эббингауза. Методику часто применяют... Читать далее