К сожалению, основная проблема в данной области располагается не столько в самой школе, сколько в самой системе современного российского образования.
Основная управленческая проблема современной российской школы - это крайняя бюрократизация системы образования. Сегодня в эту бюрократическую систему вовлечён каждый работник школы. Невозможно эффективно управлять персоналом, перед которым в качестве основных ставят одни цели, а требуют достижения совсем иных целей. Реальная образовательная практика и её бюрократический аналог сегодня разошлись слишком далеко друг от друга. Простой разговор с детьми о волнующих их проблемах сегодня должен сопровождаться необъятным количеством документации. Например, учитель на уроке увидел, что его ученики вдруг заинтересовались каким-то аспектом знания. И ему хочется (и, по сути, он должен) поддержать этот интерес. Но календарное планирование, которое уже заранее (в начале учебного года) забито в электронный журнал, жёстко регламентирует его вроде бы творческую деятельность. Документ жёстко управляет реальным живым общением.
Я на всю жизнь запомнил один из уроков литературы в начале 70-х годов в 10-м классе. Наш учитель литературы просто встал перед классом и целый урок читал наизусть главы из романа И. Ильфа и Е. Петрова "Двенадцать стульев". И так читал, что мы на всю жизнь запомнили неповторимую лексику советской литературы конца 20-х годов. Это было много больше, чем скучное объяснение и прорабатывание пресловутых "образов". К тому же данное сочинение (как мы потом уже узнали) не входило в программу курса литературы. Сегодня же это грубейшее нарушение учебного процесса.
Многие из нас в своей педагогической молодости ходили с детьми в походы. Просто собирались и шли. Ночевали в платках, сидели у костров, ели то, что из дома захватили. А сегодня только сумасшедшие энтузиасты способны преодолеть все бюрократические препоны, чтобы просто выйти с учениками из класса на улицу.
И здесь проявляется главная особенность современной российской образовательной системы - тотальное недоверие к учителю. И к педагогическому коллективу в целом. Учителя должны учить и воспитывать? Конечно. Но только в оставшееся время от составления планов, анализов и отчётов. Потому как бумага (пусть и электронная) - это реальность, с которой имеют дело бюрократы. Но тогда само мероприятие с детьми быстро превращается в повод для того, чтобы сделать красивые фото и написать правильный отчёт.
В этой бюрократической реальности особенно полноводны два потока - поток бездушных инструкций, рекомендаций, приказов сверху вниз и фальшивых анализов и отчётов снизу вверх (не будет же никто в здравом уме рассказывать начальству о том, что действительно происходит в школе).
И вот уже учительский коллектив из творческого превращается в чисто исполнительский. Вы нам скажите как нужно, а мы всё сделаем. А лучше пришлите пустографку, бланк, таблицу. А мы заполним. А ещё лучше скачаем из Интернета. Некоторые, не потерявшие ещё творческого запала коллективы, опасаются сегодня выкладывать в сеть свои ланы, программы, отчёты. Даже вопреки требованиям закона. Всё скачают и размножат.
И это уже становится преобладающей моделью поведения как учителей, так и детей. Их учеников тоже натаскивают на определённые ответы. Это в данной системе выгодней, чем учить пониманию.
Вот так постепенно единый коллектив школы превращается в персонал, которым руководит руководство.
К сожалению, данные процессы характерны не только для нашего времени. "Излишняя регламентация, бюрократизация и формализм представляют также существенное зло современной нашей школы. Учебное окружное начальство не доверяя учительскому персоналу и самим директорам средних учебных заведений донельзя стеснило все их действия, опутало их такой непроходимой сетью всевозможных циркуляров, инструкций и учебных планов, предусматривающих каждый малейший случай их преподавательской и воспитательской деятельности, что лишило их всякой здравой и полезной инициативы на пользу вверенного им юношества…", - писал в конце 19 века юрист, вологодский губернатор А. А. Мусин-Пушкин.