Форма(forma) -наружный вид, внешние очертания, устройство тип, структура. В обучение понятие "форма" используется в двух значениях: форма организации обучения и форма обучения.
Форма обучения -внешняя сторона обучения, зависит от целей, содержания, методов, материальных условий, состава участников образовательного процесса и т.д.
Формы обучения:
- индивидуальная (преподаватель взаимодействует с одним учеником);
- групповая (учащиеся работают в группах, сформированных на разных основах);
- фронтальная (преподаватель работает со всеми учащимися в одном темпе с общими задачами);
- коллективная форма (отличается от фронтальной тем, что учащиеся-это коллектив со своими особенностями взаимодействия);
- парное обучение (взаимодействие между 2 учащимися).
По месту проведения формы бывают -аудиторные, внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные.
Форма организации обучения -это определенный вид занятий: урок, лекция, семинар, факультатив,конференция, лабораторно-практическое занятие, практикум, экскурсия, домашняя самостоятельная работа, курсовое проектирование, консультация, экзамен, зачет, предметный кружок, мастерская, студии, научное общество, олимпиада, конкурс, дипломное проектирование, производственная практика, и т.д.
Индивидуальное обучение -это репетиторство, тьюторство, менторство, гувернерство. Поскольку индивидуальное обучение способно обеспечить продуктивную образовательную деятельность ученика, то выбор в его пользу положительно скажутся на результатах.
Урок -это форма организации учебного процесса, при которой преподаватель в течении установленного времени организует познавательную класса, путем передачи знаний, умений и навыков по учебной программе.
Лекция -конструкция учебного процесса, когда сообщается учебный материал, а учащиеся его воспринимают. Така форма обучения больше подойдет старшеклассникам, т.к. они более ориентированы на на результат – получение конкретных знаний, необходимых для выбора профессии, в отличии от детей среднего и младшего школьного возраста.
Семинар -учебное занятие, в ходе которого коллективно обсуждается учебные вопросы, доклады, рефераты. Семинары ориентируют учащихся на большую самостоятельность в учебно-познавательной деятельности, в ходе которых утверждаются мировоззренческие позиции, формируются оценочные суждения. Полагаю, выбор в пользу этой формы обучения можно сделать уже не только в старшем, но и в среднем школьном возрасте.
Выбор в пользу конкретной формы обучения зависит от многих параметров: целей и задач обучения, специфики учебной дисциплины, возрастных особенностей, уровня подготовки учащихся, времени, компетентности самого педагога, материально-технической составляющей.
В современной школе урок является основной формой организации обучения, на котором эффективно осуществляется учебно-познавательная деятельность.