Правила, конечно, есть. Но они а) нечеткие, б) зачастую "морально" устаревшие, в) с невнятными правовыми последствиями.
- АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
Как известно, арбитражный управляющий должен проводить анализ финансового состояния: ст. 70 Закона о банкротстве (Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). Этот анализ, как известно, регламентируется Правилами проведения анализа (Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утверждёнными постановлением Правительства РФ №367 от 25.06.2003 г.). Анализ заключается в исследовании В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАТЁЖЕСПОСОБНОСТИ ряда коэффициентов/показателей, основные из которых: абсолютной ликвидности, текущей ликвидности, обеспеченности должника его активами, платёжеспособности по текущим обязательствам. Но какое правовое значение они имеют?
Во-первых, Анализ представляется собранию кредиторов наряду с иными документами по итогам процедуры наблюдения. Следовательно, воля участников собрания на введение процедур восстановления платёжеспособности (например, внешнее управление, финансовое оздоровление), а не процедуры ликвидации (конкурсное производство), будет формироваться НЕ ТОЛЬКО под влиянием этого документа.
Во-вторых, на сегодняшний день методика проведения Анализа "морально" устарела. Поскольку все эти показатели в соответствии с Правилами проведения анализа должны рассчитываться по КВАРТАЛЬНЫМ балансам. То есть эти Правила вводились в действие, когда представление квартальных балансов в налоговый орган являлось обязательным. В чем же парадокс?
Анализ должен делаться не менее чем за двухлетний период до возбуждения дела о банкротстве + за период ведения этого дела. Выражаясь, примитивно, должны исследоваться примерно 10 "мини-периодов" (8 кварталов до возбуждения дела + период ведения самого дела, который для процедуры наблюдения, примем условно, за 2 "мини-периода".) По каждому «мини-периоду» высчитывались показатели, после - они сравнивались между собой.
Однако когда квартальные балансы были «упразднены», получилось, что «мало что можно анализировать». Ведь в новой «раскладке» сравнению между собой подвергались только 2 два ГОДОВЫХ периода. А третий период - во многих случаев оставался без анализа (при условии, что период после возбуждения дела и до даты анализа находится «внутри» календарного года). То есть точность исследований значительно «огрубилась», а в некоторых случаях - исследования, основанные на этих Правилах, провести невозможно в принципе.
- ИНЫЕ ДОКУМЕНТЫ «ПРО ПЛАТЁЖЕСПОСОБНОСТЬ», СОСТАВЛЯЕМЫЕ УПРАВЛЯЮЩИМ
А) Заключение по итогам проверки признаков преднамеренного, фиктивного банкротства (см. Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утверждённые постановлением Правительства РФ от N 855 от 27.12.2004 г..) Оно имеет ту же «КВАРТАЛЬНУЮ» проблематику, что и Правила проведения анализа, а кроме того - «шлейф» вопроса о том: являются ли они официально опубликованными?
Б) Заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника (см. п. 2 ст. 67 Закона о банкротстве). Оно представляет результат самостоятельного анализа, не обусловленного признаками преднамеренного, фиктивного банкротства. Методика проведения этого анализа на нормативном уровне фактически не установлена.
В) Анализы результатов финансовой, хозяйственной, инвестиционной деятельности (см. абз. 3 п. 2 ст. 20.3 Закона о банкротстве). Методика проведения их на нормативном уровне, как и в предыдущем случае, не установлена.
Фактически ВСЕ эти документы являются документальным обоснованием потенциальной платёжеспособности/или неплатёжеспособности должника.
Г) Кроме того, согласно п. 3. ст. 70 Закона о банкротстве временный управляющий в части выводов о ВОССТАНОВЛЕНИИ ПЛАТЁЖЕСПОСОБНОСТИ должен учитывать также документы, о гос. регистрации прав собственности и результаты инвентаризации имущества. При этом существует известная проблема вокруг ФАКТИЧЕСКОЙ невозможности проведения инвентаризации арбитражным управляющим в наблюдении (при отсутствии на то воли у должника). Хотя - это было бы целесообразно в целях «актуализации» сведений об имуществе.
Д) Приведу пример использования всех названных документов в совокупности. Одной из первых моих процедур арбитражного управления (в начале «нулевых») - являлось внешнее управление. Которое было введено при НЕВОЗМОЖНОСТИ восстановления платёжеспособности должника согласно Анализа финансового состояния, с одной стороны, но с учётом признаков преднамеренного банкротства в соответствующем заключении и анализа "порочных" сделок, с другой стороны (отчуждения товарных знаков, вывода иных активов). Именно последний документ (а не Анализ финансового состояния) и убедил кредиторов, а затем - суд, ввести внешнее управление.
- ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НАЗВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ
Вместе с тем, собрание кредиторов - не связано выводами арбитражного управляющего, и может принять иное решение, чем то, которое предлагает управляющий. И никакого обоснования для голосования кредитору, как правило, не требуется. То есть - возможность восстановления или не восстановления платёжеспособности должника может определяться основным кредитором/группой кредиторов фактически произвольно, и будет выражено в РЕШЕНИИ СОБРАНИЯ КРЕДИТОРОВ об обращении в суд за той или другой процедурой.
Кроме того, и арбитражный суд не всегда связан волей собрания. И не смотря на то, что Закон о банкротстве предписывает арбитражному суду в конкретных случаях руководствоваться решением собрания кредиторов (ст. 75), существуют отдельные судебные акты, когда выносилось иное решение, например, при квалификации действий основных участников собрания, как злоупотребления.
Но как раз в последнем случае и вырастает роль документов, касающихся восстановления платёжеспособности, составляемых арбитражным управляющим.
- ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ «ПРО ПЛАТЁЖЕСПОСОБНОСТЬ»
А. Судебная экспертиза. (п. 3 ст. 50 Закона о банкротстве).
Как известно, суд вправе назначить экспертизу. В том числе и по вопросам восстановления платёжеспособности. Например, при конфликте мнений о введении следующей процедуры банкротства. Однако далее возникает парадокс: у экспертного учреждения, назначенного судом, НЕТ ОБЯЗАННОСТИ руководствоваться названными выше Правилами (они ведь - для арбитражных управляющих……). Возникает интересное: судебный эксперт, может прийти к другим выводам, чем арбитражный управляющий. Но оба - будут правы, поскольку каждый - руководствовался разными методиками.
Б. План внешнего управления (абз. 4 п. 2 ст. 99 Закона о банкротстве).
Правовые последствия составляемых арбитражным управляющим документов заключаются не только в представлении их собранию кредиторов.
Предположим, бесконфликтную ситуацию: суд ввёл внешнее управление, основываясь на решении собрания кредиторов, которое, в свою очередь, руководствовалось документами, представленными управляющим. Тут и придётся арбитражному управляющему "отвечать за свои слова и поступки". Поскольку он обязан будет подготовить и представить собранию - план мероприятий по восстановления платёжеспособности (План внешнего управления). И не дай Бог, он "не будет коррелировать" с ранее представленными документами по итогам наблюдения. Иными словами, фактическое обоснование мер по восстановлению платёжеспособности "отталкивается" от Анализа финансового состояния и иных документов, которые составлялись ранее.
Но при этом, как и во многих предыдущих случаях, нормативно определённых Правил составления Плана внешнего управления (именно что касается СУЩЕСТВА вопроса) - нет. Ибо, безусловно, не могут являться таковыми Общие правила подготовки отчётов (заключений) арбитражного управляющего, утверждённые Постановлением Правительства РФ №299 от 22.05.2003 г., регламентирующие "делопроизводство" арбитражного управляющего. (Которым ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ, к слову сказать, и Анализ финансового состояния, и План внешнего управления.)
Вместе с тем, если План внешнего управления будет утвержден, то управляющий - ОБЯЗАН по нему действовать. Санкции же за нарушение Плана, в целом, те же, что и за нарушение законодательства о банкротстве (квалификация нарушения идёт, как правило через ссылку на недобросовестные действия управляющего).
5. ВЫВОД
Таким образом, с учётом отсутствия, зачастую, чётких правил деятельности арбитражного управляющего в контексте анализа восстановления платёжеспособности, эта деятельность носит, нередко, творческий характер. Но - со значительным списком «суровых» рецензентов (начиная от кредиторов и суда, и заканчивая Росреестром и ОБЭПом.)