Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Есть ли у арбитражного управляющего чёткая методика для определения потенциальной платежеспособности должника ?

Восстановление платежеспособности, по сути, – это комплексный экономически обоснованный план, его стратегия опирается на отраслевые особенности, на анализ рынка. Но существуют ли чёткие правила, по которым действует арбитражный управляющий?
Юриспруденция
Виктория Смирнова
  ·   · 8,1 K
Арбитражное управление  · 9 февр 2023  · dzen.ru/bankrotstvo_pro
Правила, конечно, есть. Но они а) нечеткие, б) зачастую "морально" устаревшие, в) с невнятными правовыми последствиями. 
  1. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
Как известно, арбитражный управляющий должен проводить анализ финансового состояния: ст. 70  Закона о банкротстве (Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). Этот анализ,   как известно, регламентируется  Правилами проведения анализа (Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утверждёнными постановлением Правительства РФ №367 от 25.06.2003 г.). Анализ заключается в  исследовании В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАТЁЖЕСПОСОБНОСТИ  ряда коэффициентов/показателей, основные из которых: абсолютной ликвидности, текущей ликвидности, обеспеченности должника его активами, платёжеспособности по текущим обязательствам. Но какое правовое значение они имеют?
Во-первых, Анализ представляется собранию кредиторов наряду с иными документами по итогам процедуры наблюдения. Следовательно, воля участников собрания  на введение процедур  восстановления платёжеспособности (например, внешнее управление, финансовое оздоровление), а не процедуры ликвидации (конкурсное производство), будет формироваться НЕ ТОЛЬКО под влиянием этого документа.
Во-вторых, на сегодняшний день методика проведения Анализа "морально" устарела. Поскольку все эти показатели в соответствии с Правилами проведения анализа должны рассчитываться по КВАРТАЛЬНЫМ балансам. То есть эти Правила вводились в действие, когда представление квартальных балансов в налоговый орган являлось обязательным. В чем же парадокс?
Анализ должен делаться не менее чем за двухлетний период до возбуждения дела о банкротстве + за период ведения этого дела. Выражаясь, примитивно, должны исследоваться примерно 10 "мини-периодов" (8 кварталов до возбуждения дела  + период ведения самого дела, который для процедуры наблюдения, примем условно, за 2 "мини-периода".) По каждому «мини-периоду» высчитывались показатели, после - они сравнивались между собой.
Однако когда квартальные балансы были «упразднены», получилось, что «мало что  можно анализировать». Ведь в новой «раскладке» сравнению между собой подвергались только 2 два ГОДОВЫХ периода. А третий  период - во многих случаев оставался без анализа (при условии, что период после возбуждения дела и до даты  анализа находится «внутри» календарного года).  То есть точность исследований значительно «огрубилась», а в некоторых случаях - исследования, основанные на этих Правилах, провести невозможно в принципе.
  1. ИНЫЕ ДОКУМЕНТЫ «ПРО ПЛАТЁЖЕСПОСОБНОСТЬ», СОСТАВЛЯЕМЫЕ УПРАВЛЯЮЩИМ
А) Заключение по итогам проверки признаков преднамеренного, фиктивного банкротства (см.  Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утверждённые постановлением Правительства РФ от N 855 от 27.12.2004 г..) Оно имеет ту же «КВАРТАЛЬНУЮ» проблематику, что и Правила проведения анализа, а кроме того - «шлейф» вопроса о том: являются ли они официально опубликованными?
Б) Заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника (см. п. 2 ст. 67 Закона о банкротстве). Оно представляет результат самостоятельного анализа, не обусловленного признаками преднамеренного, фиктивного банкротства. Методика проведения этого анализа на нормативном уровне фактически не установлена.
В) Анализы результатов финансовой, хозяйственной, инвестиционной деятельности (см. абз. 3 п. 2 ст. 20.3 Закона о банкротстве). Методика проведения их на нормативном уровне, как и в предыдущем случае,  не установлена.
Фактически ВСЕ эти документы являются документальным обоснованием потенциальной платёжеспособности/или неплатёжеспособности должника. 
Г) Кроме того, согласно п. 3. ст. 70 Закона о банкротстве временный управляющий в части выводов о  ВОССТАНОВЛЕНИИ ПЛАТЁЖЕСПОСОБНОСТИ должен учитывать также  документы, о гос. регистрации прав собственности и результаты инвентаризации имущества. При этом существует известная проблема вокруг ФАКТИЧЕСКОЙ невозможности проведения инвентаризации арбитражным управляющим в наблюдении (при отсутствии  на то воли у должника). Хотя - это  было бы целесообразно в целях «актуализации» сведений об имуществе.
Д) Приведу пример использования всех названных документов в совокупности. Одной из первых моих процедур арбитражного управления (в начале «нулевых») - являлось внешнее управление. Которое было введено при НЕВОЗМОЖНОСТИ восстановления платёжеспособности должника согласно Анализа финансового состояния, с одной стороны, но с учётом  признаков преднамеренного банкротства в соответствующем заключении и анализа "порочных" сделок, с другой стороны (отчуждения товарных знаков, вывода иных активов). Именно последний документ (а не Анализ финансового состояния) и убедил кредиторов, а затем - суд,  ввести внешнее управление. 
  1. ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НАЗВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ 
Вместе с тем, собрание кредиторов - не связано выводами арбитражного управляющего, и может принять иное решение, чем то, которое предлагает  управляющий. И никакого обоснования для голосования  кредитору, как правило, не требуется. То есть - возможность восстановления или не восстановления платёжеспособности должника может определяться основным кредитором/группой кредиторов фактически произвольно, и будет выражено в РЕШЕНИИ СОБРАНИЯ КРЕДИТОРОВ об обращении в суд за той или другой процедурой. 
Кроме того, и арбитражный суд не всегда  связан волей собрания. И не смотря на то, что Закон о банкротстве предписывает арбитражному суду в конкретных случаях руководствоваться решением собрания кредиторов (ст. 75), существуют отдельные судебные акты, когда выносилось иное решение, например, при квалификации действий основных участников собрания, как злоупотребления.
Но как раз в последнем случае и вырастает роль документов, касающихся восстановления платёжеспособности, составляемых арбитражным управляющим. 
  1. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ «ПРО ПЛАТЁЖЕСПОСОБНОСТЬ»
А. Судебная экспертиза. (п. 3 ст. 50 Закона о банкротстве).
Как известно, суд вправе назначить экспертизу. В том числе и по вопросам  восстановления платёжеспособности. Например, при конфликте мнений о введении следующей процедуры банкротства. Однако далее возникает парадокс: у экспертного учреждения, назначенного судом, НЕТ ОБЯЗАННОСТИ руководствоваться названными выше Правилами (они ведь - для арбитражных управляющих……). Возникает интересное: судебный эксперт, может прийти к другим выводам, чем арбитражный управляющий. Но оба - будут правы, поскольку каждый - руководствовался разными методиками.
Б. План внешнего управления (абз. 4 п. 2 ст. 99 Закона о банкротстве).
Правовые последствия составляемых арбитражным управляющим документов заключаются не только в представлении их собранию кредиторов.
Предположим, бесконфликтную ситуацию: суд ввёл внешнее управление, основываясь на решении собрания кредиторов, которое, в свою очередь, руководствовалось документами, представленными управляющим. Тут и придётся арбитражному управляющему "отвечать за свои слова и поступки". Поскольку он обязан будет подготовить и представить собранию  - план мероприятий по  восстановления платёжеспособности (План внешнего управления). И не дай Бог, он "не будет коррелировать" с ранее представленными документами по итогам  наблюдения. Иными словами, фактическое обоснование мер по восстановлению платёжеспособности "отталкивается" от Анализа финансового состояния и иных документов, которые составлялись ранее.
Но при этом, как и во многих предыдущих случаях, нормативно определённых Правил  составления Плана внешнего управления (именно что касается СУЩЕСТВА вопроса) - нет. Ибо, безусловно, не могут являться таковыми Общие правила подготовки отчётов (заключений) арбитражного управляющего, утверждённые Постановлением Правительства РФ №299 от 22.05.2003 г., регламентирующие "делопроизводство" арбитражного управляющего. (Которым ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ, к слову сказать, и  Анализ финансового состояния, и План внешнего управления.)
Вместе с тем, если План внешнего управления будет утвержден, то  управляющий - ОБЯЗАН по нему действовать. Санкции же за нарушение Плана, в целом, те же, что и за нарушение законодательства о банкротстве (квалификация нарушения идёт, как правило через ссылку на недобросовестные действия управляющего).
5. ВЫВОД
Таким образом, с учётом отсутствия, зачастую, чётких правил деятельности арбитражного управляющего в контексте анализа восстановления платёжеспособности,  эта деятельность носит, нередко, творческий характер. Но - со значительным списком «суровых» рецензентов (начиная от кредиторов и суда, и заканчивая Росреестром и ОБЭПом.)
С уважением, Анатолий Беспечный, мой личный блог:Перейти на dzen.ru/bankrotstvo_pro
Бесплатные экспресс-консультации для малого и...  · 13 янв 2022  · bsk-lg.com
Если буквально и формально отвечать на Ваш вопрос, то ДА, у арбитражного управляющего есть методика для определения потенциальной платежеспособности должника. > Так, согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 25 июня 2003... Читать далее
3 эксперта согласны
Помощник Арбитражного управляющего  · 18 янв 2022  · evgenyageev.ru
Методика есть, но есть клиенты, есть те, кто поставляет клиентов. Он работает в как в их интересах, так и в своих. Есть законы. Кроме этого, он просто человек в конце концов.
Помогу значительно уменьшить сумму, снимаемую приставами с зарплаты. По закону.Перейти на vk.com/bankrot_sovety
Адвокат. Автоюрист. Арбитраж. Банкротство...  · 15 янв 2022  · honor7777.wixsite.com/pravo
Методика есть. Чёткая или нет, здесь вопрос относительный. Если у Вас в теплице закопан сундучок, и Вы молчите "как партизан", то в данном случае - методика будет "не чёткой".
Защита прав граждан и организаций. Адвокат. Банкротство. Медиация. Арбитраж.Перейти на honor7777.wixsite.com/pravo
Четких правил нет, творческая работа. Есть нормативные документы, но определенной четкости в них нет, трактовать... Читать дальше
Управляющий партнер ООО "ФЦБ"  · 24 янв 2022  · mrqz.me/skorohod
Добрый день. Да, установлена постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа"
Консультирую по вопросам банкротства бесплатно. Оставьте заявку!Перейти на mrqz.me/62ac75575461d800477150b5
Помощник арбитражного управляющего  · 13 янв 2022  · btrustee.ru/btr
Если серьезно, то по ЮЛ и ФЛ методики нет. В большинстве ЮЛ "украли даже скрепки" - спасать там нечего обычно. По ФЛ есть рамки 24 мес. для плана реструктуризации всех долгов или 36 мес., если такой срок утвердят кредиторы... Читать далее
Арбитражный управляющий. Сотрудничество напрямую.Перейти на btrustee.ru/btr
Профессиональный агент по недвижимости. Член...  · 13 янв 2022
Добрый день! Банкротство - это процессуальное действие. Так как мы живем в правовом государстве, то все процессуальные действия регламентируются законом. В частности для изучения всех нюансов связанных с банкротством Вам... Читать далее
1 эксперт согласен
Я Борис
подтверждает
23 янв 2022
Достоверный ответ