Добрый день! Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», главой 41 ГПК РФ предусмотрено рассмотрение кассационных жалобы, представления в кассационном суде общей юрисдикции, кассационном военном суде (далее - кассационный суд общей юрисдикции) и в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации (далее - судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации).
Из указанного следует, что кассационное производство возможно по инициативе участника дела или иного лица, чьи права и законные интересы нарушены обжалуемым судебным постановлением.
Таким образом, суд кассационной инстанции, в том числе Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не вправе возбуждать кассационное производство, если в суд не поступила кассационная жалоба в соответствии с требованиями ГПК РФ (если речь идет о гражданском судопроизводстве). Соответственно у суда кассационной инстанции нет самостоятельных оснований для отмены или изменения, вступившего в законного силу судебного акта.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 391.2 ГПК РФ надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации. Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.
Согласно ч. 1 ст. 391.11 ГПК РФ председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.
Надзорные жалобы, поданные в порядке ст. 391.2 ГПК РФ или в порядке ст. 391.11 ГПК РФ подаются по инициативе заинтересованных лиц (лиц, участвующих в дел или иных лиц, чьи права нарушены обжалуемым судебным актов). Это означает, что судья Верховного Суда РФ выносит определение об отказе в передаче надзорной жалобы или о передаче надзорной жалобы в Президиум Верховного Суда РФ по результатам изучения доводов надзорной жалобы, и иных материалов. Если жалоба вместе с делом передается в Президиум Верховного Суда РФ, и Президиум принимает постановление, то на основании доводов жалобы и позиции сторон. Таким образом, Президиум Верховного Суда РФ также не вправе без поданной жалобы возбудить надзорное производство.