Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как отличить поэта от графомана?

Искусство и культураЛитература+2
Ольга Благая
  ·   · 11,7 K
Филолог, литературовед, преподаватель языков, поли...  · 9 сент 2022
С уверенностью в 100% - никак. Литературоведение - не точная наука. Критика - это субъективное мнение критика плюс аргументы, пытающиеся его объективизировать. 
Таким образом, любой, кто утверждает, что конкретное стихотворение - графомания, может очень сильно ошибиться. Такой позор познали и Белинский, и Буало, - и многие другие.
Иногда то, что считали графоманией раньше, становится топом сегодня - классический пример, произведения Маркиза де Сада. 
В сети ходит неплохая картинка про Бунина, в которой он называет графоманами всех - от Горького до Гиппиус. 
Тем не менее, есть несколько критериев, которые быстро наводят человека со вкусом на подозрение. 
Основные кратко.
  1. Стиль написания. Если человек пишет в стиле древних времен, то нетрудно предположить его незнакомство с современной поэзией. Знакомство с современной поэзией - обязанность поэта, графоманы ей манкируют. 
  2. Как правило, графоманы чудовищно не начитаны вообще. Они постоянно изобретают велосипед. 
  3. Графоман не знаком с теорией стихосложения. Поэтому он спокойно совершает детские ошибки. Да! Глагольные рифмы:) Они есть у Бродского, Пушкина и пр. Но глагольная рифма глагольной рифме рознь. Если она одна на текст - то в ней нет ничего плохого. Если же текст состоит только из них, то ого-го. 
  4. Неумеренное использование междометий, звукоподражаний, слов-паразитов для того, чтобы заполнить ритм. Классика "лишь", "все", "очень", "ведь", "и", "а", "я", "мне" и пр. 
  5. Неуемная страсть к публикации своего творчества - и обязательно в бумажных книгах. Даже за свой счет. Чем больше экземпляров, тем лучше, три-четыре сборника стихов в год.
  6. Полная неспособность выносить хоть какую-то критику своих стихов. До ссоры с лучшими друзьями и родственниками, до мордобоя, до инфаркта. 
  7. Второй вариант - ответ на критику формулами-клише "Но читателю же нравится", "но зачем усложнять?", "но я же пишу от сердца". И вот это "вы не на суть смотрите, а на технику. Как там можно? Алгеброй гармонию познать не получится!". Между тем, техника для того и изучается, чтобы была возможность от нее отходить осознанно, создавая новые формы. Если же ее не изучать, то будет бесконечное повторение одного и того же. 
Мой телеграм о литературе: https://t.me/smertavtora
Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora
1 эксперт согласен
Толково,объективно, без излишнего заумничанья
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница"...  · 7 сент 2022  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com
На сайте уже есть общий ответ о поэзии и графомании, и в принципе все его положения в силе: чётких критериев нет, читать можно и без них. Поэтому я предлагаю свести вопрос к чисто практической стороне: когда перед вами... Читать далее
3 эксперта согласны
Амир Аарони
подтверждает
7 сент 2022
Понятно, чётко, однозначно. Не полагается на круговое рассуждение, а на точные, проверяемые критерии.
https://dzen.ru/deciptikon  · 10 сент 2022
Я думаю что если вам нравятся чьи-либо стихи, этот человек будет для вас поэтом, даже если все остальные считают его графоманом. Тогда как если чьи-либо стихи вам не нравятся (кажутся банальными и однообразными), этот человек... Читать далее