Если кратко, то суть его в самом названии- сравнивать историю [развития языков]. Исследователь задает определённые признаки языков(-а), которые подлежат анализу, и определённый отрезок времени, в течение которого данные отличительные черты формировались. И начинает сравнивать количественные изменения, которые приводят к качественным. Например, перед нами растение, одну ветвь которого освещает солнце, а вторая находится в тени. Исследуемый признак- цвет листьев, период- год. За это время наблюдатель учитывает все количественные изменения, происходящие на всех пластинах листьев, которые приводят к качественным изменениям. Только здесь метод исследования дедуктивный, а в языкознании- индуктивный, ведь результат известен. В общем, кто-то изучает фонетику с редукциями-оглушениями, кто-то- морфемику с суффиксами-постфиксами, но смысл один- временные кусочки языка "отрезали", рядышком положили и сравниваем, а уж приемы- это кто во что горазд😁.
интересные аналогии