Для серьезного изучения лингвистики вообще и структурной лингвистики в частности нужны знания по ряду математических дисциплин. Новые реалии, обусловленными информационными и иными технологиями, обусловливают внедрение математической науки практически во все отрасли знания. Использование точных методов (математических) в лингвистических исследованиях сейчас является распространенной рядовой практикой. В то же время, актуальность математического описания языка обосновывалась еще в начале прошлого века (Ф. де Соссюр), теория которого стала основой специальной дисциплины «Математическая лингвистика». Данный предмет разрабатывает формальный аппарат для анализа и характеристики строения как естественных, так и искусственных языков. При этом используются основные теории алгоритмов и автоматов, (методы алгебры).
Если говорить о современных образовательных программах по лингвистике, предлагаемых ведущими вузами (МГУ имени М.В. Ломоносова, Высшая школа экономики и др.), то нет ни одного курса, где не изучалась бы математика. Например, ОП «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» удачно сочетает гуманитарные науки и математику. Данная программа выпускает специалистов, которые востребованы в сфере новейших лингвистических технологий. Наряду с гуманитарными дисциплинами здесь изучают: дискретную математику, линейную алгебру и математический анализ, теорию вероятности и математическую статистику, программирование и другие компьютерные инструменты лингвистических исследований.
Следующая образовательная программа, пользующаяся не меньшим спросом — это «Фундаментальная и прикладная лингвистика». ОП ориентирована на подготовку высококвалифицированных кадров в области современных IT-разработок, бизнеса, аналитики, образования. Наряду с предметами лингвистического профиля здесь изучают и дисциплины математического цикла: основы высшей математики, линейная алгебра, теория вероятностей.
В рамках рассматриваемой специальности реализуется образовательная программа по профилю «Компьютерная лингвистика», предусматривающая, в том числе, освоение ряда математических предметов.