Править
В рамках общей социологии исследуется система коммуникации как подсистема общества. С помощью методов системного подхода, структурно-функционального анализа, деятельностного подхода и других можно выявить место массовой коммуникации в структуре общества, ее роль в отношении общества в целом и его социальных подсистем.
Частная социология выявляет сущность массовой коммуникации, особенности, формирует ее функцию, исследует функционирование, выявляет содержание.
Существуют два направления эмпирических исследований:
социометрия;
медиаметрия.
Они охватывают и исследуют всю цепочку коммуникативного акта: коммуникатор, информационное сообщение, каналов средств массовой коммуникации и массовую аудиторию. Коммуникатор, в свою очередь, может быть персонифицированным (журналист, ведущий и т. д.) и безличным (конкретная передача, канал, газета и т. д.).
Еще одно направление — анализ сообщения, текста, который является носителем информации. Анализируется частота появления нужных характеристик. Контент-анализ дает представление о производителе массовой информации, намерении коммуникаторов.
Методы исследования — опросы (анкетирование, интервьюирование), дневники телезрителей и радиослушателей, данные аудиометрии, блиц-опросы, фокус-группы.