Не скажу об "ученик-учитель" (в советской школе были единые стандарты для всех). А вот сегодня "преподаватель- студент" имеет достаточно четкие национальные различия. Например, студенты славянской национальности (русские, белорусы, украинцы) не выделяют никаких "неправильных" для них моментов в обучении. К преподавателю они относятся достаточно спокойно. Могут спорить с ним или шутить без особых обид. Студенты кавказских республик могут определенным образом относится к женщине-преподавателю. Могут достаточно бурно, вплоть до полного отрицания, реагировать на какие-то бытовые моменты, например, в русском языке, в праве и т.п. или на взаимоотношения с преподавателем (у нас так не принято, у нас другое отношение к женщине/мужчине). Студенты-казахи близки к студентаи-славянам. Азиаты (вьетнамцы, китайцы) более усидчивы и более зациклены на знании предмета. Студенты некоторых африканских стран относятся к процессу обучения более по-европейски. Для них важно не только содержание предмета, но и поведение учителя - опоздание, разговор по телефону во время занятия, выход из аудитории, точный план лекции/семинара и проч. Они вполне могут высказать преподавателю свое недовольство если, например, он закончил консультацию за пять минут до официального окончания.