В своем ответе я расскажу о неочевидных, но важных критериях, по которым можно и нужно выбирать себе наставника.
Итак, на что обращаем внимание при выборе репетитора:
- опыт или с какими возрастными группами работает,
- онлайн или оффлайн,
- образование (не обязательно педагогическое! ниже разберем подробно),
- повышение квалификации (всегда приятно, когда профессионал идет в ногу со временем),
- личные качества (как говорит, как слушает, как вообще себя ведет, приятно ли лично вам с ним общаться).
Итак, пройдемся по порядку по всем пунктам выбора преподавателя иностранного языка.
1. Опыт преподавателя
Смотрим, с кем чаще всего работает репетитор и чем конкретно занимается (например, подготовка к ЕГЭ или Business English, или работает с дошкольниками, или, например, сдавал ли репетитор сам тот экзамен, который вам нужен, или имел опыт подготовки к нему).
Кроме того, по аналогии можно сравнить педагогов с врачами. Вы же не пойдете к лору лечить желудок, так и с преподавателем, нужен «узкий специалист»! Одни учителя божественно находят подход к малышам, другие знают, как обращаться с подростками, третьи же только готовят взрослых к поступлению на MBA. Согласитесь, когда заходишь на страницу к какому-то специалисту, а он «и швец, жнец, и на дуде игрец» не очень хочется к такому обращаться.
Про опыт и конкретно чем занимается репетитор можно узнать из отзывов или спросить, с кем чаще всего работает преподаватель.
2. Следующий важный пункт – живое общение или онлайн
Если вы сторонник именно личного контакта с преподавателем, хочется куда-то съездить/сходить, тут всё просто – выбираете репетитора или школу в вашем городе/районе по всем остальным пунктам.
Однако, если вы не уверены – что лучше конкретно для вас, изучите следующие плюсы и минусы.
Минусы онлайн занятий:
· дома больше вариантов отвлечься и пропустить занятие (сериалы, диван, инстаграм),
· меньше ответственности (ехать никуда не надо, «давайте-ка сегодня отменим, что-то мне не здоровится»),
· можно незаметно «залипнуть» в мессенджеры/соцсети (учитель же не видит, чем заняты ваши руки),
· возможны перебои с интернетом или отключение света,
· не нужно краситься, собираться, одеваться (а иногда так хочется «выйти в свет»),
· опасность поправиться (если всё время сидеть дома, конечно, и всё делать только онлайн).
Плюсов, на мой взгляд, намного больше:
· не тратим время и деньги на дорогу,
· низкая вероятность опоздать на занятие,
· перебои со светом и интернетом в наше время очень редки,
· если хотите заниматься в группе/в онлайн школе/с частным преподавателем тет-а-тет/с носителем из любой точки мира – пожалуйста!
· можно тренировать все навыки, большой выбор ресурсов и материалов,
· для кого-то это плюс, что не нужно собираться, краситься и одеваться,
· а если хочется уйти из дома, всегда можно пойти в кафе/парк на часок,
· возможность заниматься в любое время и из любого места.
Что вам откликается больше (онлайн или оффлайн) – в этом направлении и следует двигаться дальше.
3. Важно ли образование репетитора?
Некоторые считают, что у педагога обязательно должно быть высшее образование, диплом педвуза. Другие выбирают людей просто с многолетним опытом проживания за границей или носителя.
Здесь также есть свои «подводные камни». Если вы хотите заниматься с русским, но живущим в англоязычной стране, уточните, не живет ли он в русском/китайском квартале и использует ли английский в работе и повседневной жизни.
По поводу носителя – неплохой вариант, однако, стоит понять, чем занимался человек в своей стране до того, как начать преподавать. А также, есть ли у него сертификат TEFL/TESOL (Teaching English as a Foreign Language/Teaching English for Speakers of Other Languages), который дает возможность носителям без педагогического образования преподавать свой родной язык. Однако, хочу предостеречь, получить такой диплом может абсолютно ЛЮБОЙ человек (было бы желание и деньги).
Русскоязычный преподаватель с профильным образованием будет понимать, ПОЧЕМУ вы ошибаетесь тут или там, и будет помогать это исправлять, т.к. есть знания об отличиях языков. В изучении иностранных языков очень важна обратная связь, отслеживание прогресса и прокачка всех необходимых навыков.
4. Повышение квалификации
Сейчас важно обращать внимание, развивается ли учитель как специалист, или получил свой диплом 15 лет назад и больше вообще ни один семинар по методике не посетил.
В нашем мире столько возможностей для профессионального развития, и, безусловно, есть учителя, которые получают удовольствие от своей работы, становятся настоящими специалистами и постоянно развиваются. Чаще такие «неугомонные» преподаватели ведут блоги, проводят марафоны, сдают международные экзамены, пишут свои курсы и программы. Либо просто выкладывают в соцсети свои дипломы и сертификаты, или рассказывают, что нового узнали, в каких конференциях участвовали и т.д.
5. Личность учителя
Это тоже очень важный вопрос. Задумайтесь, вам легче учиться у «подруги», с которой можно на ты, или вам нужна строгая «училка», которая ругает за каждую ошибку, дает кучу домашки и т.д.Кто-то хочет очень теплых отношений с учителем, кто-то предпочитает держать дистанцию.
Еще опять же нужно смотреть, «подходите» ли вы с репетитором по стилям восприятия/подачи информации. Конечно, преподаватели, имеющие профильное образование и повышающие квалификацию, должны использовать это в работе, учитывать, КАК лучше учиться ученику, а не «чесать всех под одну гребенку», пичкая ТОЛЬКО табличками или песнями. Кстати, я совсем не против песен и грамматических схем, даю и то, и то, но в меру и не всем.
Вывод таков: ищите того, кто вам «по душе», обращайте внимание на то, что важно именно для вас – дипломы, сертификаты, факт проживания в стране, реальные истории успешных учеников или еще что-то. А чек-лист вам поможет, на что всё-таки точно нужно обратить внимание.