Все жалуются на систему образования, но почему-то не обращают внимания на её элементы. Хороший учитель может превратить прочтение "Войны и мира" в увлекательное путешествие, а посредственный – в тяжёлое испытание.
4 тома – какой жуткий объём! Но ведь это и гигантское пространство для отбора. Каждый учитель знает свой класс – что ему близко и интересно: кому-то придутся по душе батальные сцены, кому-то – духовные искания (ведь, в конце концов, десятиклассники находятся на пути становления!), кому-то – красота навсегда ушедшего быта (детство Наташи, первый бал, знаменитая охота – до сих пор перечитываю с наслаждением!). Кого-то восхитят очаровательные образы Марьи и Наташи (а кто-то навсегда запомнит Элен!). Для кого-то исторический сюжет окажется захватывающим. А самых чутких привлечет хрестоматийная "диалектика души" или неповторимый толстовский стиль... А какой-то учитель и вовсе пойдет дальше и начнёт сравнивать "Войну и мир" с "Властелином колец", и дети с удивлением обнаружат, что эпопея жива! Так что проблема не в самом романе – он останется в вечности, а мы-то способны к этой вечности хотя бы прикоснуться?..
Догматичный учитель будет говорить в конце урока: читаем "Войну и мир". А более гибкий – глава такая-то, часть такая-то, том такой-то... Там о Наташе! А в этой главе мы познакомимся с Наполеоном – пусть не таким, каким он был в жизни, но всё равно живым, осязаемым! Не все писатели так же даровиты в пластическом описании, как Толстой.
"Война и мир" даёт свободу творчеству: как учителю, так и ученику. Читателю! Так что заменять ничего не нужно – напротив: добавлять! Было бы замечательно увидеть в программе ещё и "Анну Каренину": читатели бы увидели многогранность Толстого!
В ответах прочёл вариант с трилогией. А она есть в программе. Причем в достаточном объеме часов. И если влюбить в неё, то и "Война и мир" не станет ночным кошмаром. Есть и "Кавказский пленник", и "Севастопольские рассказы", и "После бала", и "Три смерти".
Напоследок перефразирую самого Льва Николаевича: "Без Толстого жить нельзя!"