Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как докопаться до скрытого смысла в фильмах/литературе?

ЛитератураФильмы+1
Alan
  ·   · 9,0 K
Лучший
Киноман, геймер, ex-менеджер проектов Кью...  · 15 мар 2021

Специально искать скрытый смысл в произведении разумно только тогда, когда вы точно уверены, что он там есть, поскольку далеко не каждый автор закладывает в работу какой-то подтекст. Зачастую мораль фильма или книги лежит на поверхности, и считывается зрителем/читателем безо всякого труда.

Но если представить, что скрытый смысл все-таки есть, то тут может быть несколько рекомендаций:

1. Развивайте свой кругозор и эрудицию

Режиссеры и писатели — люди творческие и образованные, а значит они будут черпать идеи и вдохновение из самых разных источников: истории, литературы, музыки, живописи, науки и техники, философии, религии и пр. Будьте любознательны и интересуйтесь самыми разными сферами человеческой жизни. Так у вас будет больше возможностей для интерпретации смыслов и образов, которые мог иметь в виду автор.

В качестве примера приведу цитату из интервью Антона Долина Юрию Дудю:

Я очень часто сталкиваюсь с ситуациями, когда я что-нибудь такое напридумал безумное про фильм, а потом я разговариваю с режиссером и оказывается, что я это не придумал, а открыл — оно там действительно есть.

Недавно был такой случай с Виктором Косаковским, он сделал документальный фильм про свинью. Он вегетарианец, это жизнь свиньи на ферме, её поросята и прочее. И когда я писал про эту картину, стал сравнивать ее с живописью, и сравнил с картиной Паулюса Поттера (голландский живописец 17 века) «Бык».

https://cdn.gallerix.asia/sr/_EX/797322277/597323608.jpg

Эта огромная картина, полотно такое на целую стену, где в центре бык, и человек рядом с ним такой незначительный и так далее. И я привел его просто в пример, что вот, Косаковский так снимает свою свинью, как Поттер рисовал своего «Быка». А потом я разговариваю с Косаковским и он говорит: «Я когда работал над фильмом, у меня на рабочем столе компьютера была эта картина. Эта картина привела меня к этому». Никакой формальной связи между этой картиной и фильмом нету, но каким-то образом я где-то это почувствовал и уловил.

2. Изучайте биографию автора, в чьем произведении вы ищете скрытый смысл

Очень часто в своей работе режиссеры и писатели оставляют отсылки к событиям из собственной жизни или вовсе наделяют главных героев чертами своего характера.

Например, «Степной волк» Германа Гессе. Это его размышления про самого себя на примере главного героя — Гарри Галлера. Он сорокавосьмилетний мужчина, отрёкшийся от всего и всех, не желающий никому подчиняться, поэтому он безработный, и иметь какие-либо контакты с людьми не хочет.

Если бы не Гермина, с которой он познакомился случайно, то он так и остался бы бедным и печальным человеком, который в скором времени всё-таки перерезал бы себе горло бритвой, но Гермина открывает ему другой, новый мир, показывает ему, что он не только может сидеть у себя в комнате с книгой в руках, но может влюбить в себя женщин, танцевать и прочее.

Совпадение инициалов (ГГ) героя и самого писателя, 48 лет, кризис, мысли о самоубийстве — все это было в жизни писателя (и даже попытка самоубийства), потом в 50 новая любовь, молодая девушка. Он описывал свою жизнь.

Еще пример. Эрнест Хемингуэй — «Старик и море». Из биографии писателя: в 14 лет Хемингуэй из пригорода ездил в Чикаго на тренировки по боксу. Но это была не совсем секция — он выступал как спарринг-партнер для профессионалов. Там Хемингуэй крепко получал. Тренеры отговаривали его быть грушей, а мать вообще запрещала ходить на тренировки. Но ему слишком нравились бокс, ощущение ринга, силы — и он продолжал.

Хемингуэй посещал профессиональные бои, общался со знаменитыми боксерами. И занимался сам: дома у него стоял ринг для любительских боев. Бокс — идеальное выражение героя романов Хемингуэя. Того, кто всегда бросается в схватку, потому что живет так широко и чувственно, что по-другому не может. Кто вечно испытывает себя на прочность и терпит страдания, потому что только так полноценно ощущает себя человеком.

Конечно, в книге Хемингуэй ассоциировал себя со стариком. Потому что выходить на ринг с чемпионом мира по боксу, и в одиночку противостоять морю — это, на самом деле, одно и то же.

3. Сопоставляйте премьеру фильма/публикацию книги с современной жизнью, социальными и политическими событиями

Нередко бывает так, что своим произведением автор хочет обратить внимание зрителя/читателя на то, что происходит вокруг. На те актуальные проблемы, которые волнуют общество.

Вспомним произведение Александра Сергеевича Грибоедова — «Горе от ума». Проблематика комедии разнообразна, в ней поднимается множество острых тем той эпохи, высмеивание чинопочитания и благолепия перед вышестоящими чинами, невежества и лицемерия. Крепостное право, бюрократия, любовь к иностранщине, пороки общества, пустившие глубокие корни, противоборство между «новой» и «старой» жизнью, вечный конфликт поколений — все злободневные проблемы того времени охвачены одной пьесой.

К созданию именно такой комедии Грибоедова подтолкнул случай, имевший место на одном из аристократических приемов в Петербурге. Писатель заметил, с каким подобострастием и лицемерием высшее общество лебезит перед представителем иностранного государства. Прогрессивные взгляды Грибоедова подтолкнули его к высказыванию своего резко отрицательного мнения по этому поводу. Лицемерные гости отнеслись к высказыванию молодого писателя с осуждением, быстро распространив слухи о его сумасшествии. Грибоедов решил высмеять общепринятые пороки общества, борьбу прогрессивных и консервативных взглядов.

Бойцовский клуб (книга/фильм) — наглядно показывает проблемы общества потребления, что, кстати, невероятно актуально до сих пор. Не менее прекрасны и главные герои: безвольному и безымянному рассказчику ассистирует циничный, но харизматичный Тайлер Дёрден, который варит мыло из человеческого жира и вставляет порно в киноплёнку.

http://cn1.nevsedoma.com.ua/images/2011/109/4/20100000.jpg

Конечно, в произведении много разных смыслов, но критика психологии потребительства — основная. Не даром главным лозунгом Дёрдена стал буддистский постулат: «Лишь утратив всё до конца, мы обретаем свободу».

В заключение хочется сказать, что, хотя поиск скрытого смысла чаще всего оборачивается только нашими догадками и предположениями, это может быть хорошей тренировкой для ума и весьма увлекательным занятием.

За помощь в написании ответа спасибо Анастасии Азарко.

Управленец, немного понимающий в управлении. Челов...  · 15 мар 2021
Докапываться нужно критикам - это их раскопки. Обычному человеку достаточно иметь мировоззрение, позволяющее делать самостоятельные выводы из полученной информации, а не пользоваться информацией со вторых рук, то есть кем-то... Читать далее
Предприниматель — юриспруденция, менеджмент...  · 24 янв 2021
Высоцкий однажды сказал: Интеллекты разные у нас — Повышай своё образованье! Так и в этом случае. Нужно поднимать свои компиляции и расширять круг интересов для общего развития выражающееся в эрудиции. В фильмах например часто... Читать далее
Увлечений нет, должности нет, род деятельности...  · 24 янв 2021
Каждый человек понимает смысл фильма (книги) в меру своих способностей. И на самом деле замечательно, что человек так устроен. Представьте на минуту, что все люди одинаково трактуют смысл фильма. Не поспорить, не убедить... Читать далее
Книголюб, собачник, чуть меломан.  · 22 мая 2021

А надо ли? И есть ли он? Как только полностью поймешь (считаешь что понял) произведение, то оно становится неинтересным.

Хорошая книга или фильм должны каждый раз открывать что то новое, что то задевать, вызывать новые чувства и ощущения.