Здравствуйте!
В вашем вопросе уже кроется противоречие: «аккуратно» и «заставить» не должны стоять в одном предложении, если вопрос касается воспитания ребёнка. Дети очень хорошо чувствуют давление и манипуляции. Стоит выбрать более мягкую стратегию приучения к чтению для всей семьи. Несколько советов, как привить интерес к чтению (и ребёнку, и себе):
- Разрешите читать то, что нравится. Мы можем отстаивать свою позицию о том, что лучше книг Жюля Верна для детей не найти, встретить непонимание в глазах ребёнка и полный отказ от чтения. А можем, сжав кулаки, подсунуть комиксы про супергероев. И, может быть, с этого незатейливого чтива ребёнок втянется в процесс. Одна моя знакомая в детстве начинала читать с детективов Донцовой, а в результате защитила диссертацию по Толстому.
- Купите, наконец, книжную полку. И заставьте её книгами – детскими, взрослыми, развлекательными и познавательными. Возможность подойти к полке и вытянуть понравившийся корешок сильно формирует любовь к чтению. Другой вариант – посещайте библиотеки. Там на видном месте часто выставляют тематические стенды, где можно выбрать книжку «по обложке».
- Если книга не зацепила, не заставляйте её дочитывать. Договоритесь на берегу – если через 10/30/50 страниц тебе не захочется узнать, что будет дальше, можешь закрыть книгу и не возвращаться к ней.
- Выбирайте книги, соответствующие ведущей деятельности ребёнка. Дошкольники познают мир через игру, для них хорошо подходит сказочный сюжет и разные книжки с окошками, с тактильными элементами и пр. Младшие школьники проходят познавательный этап, их можно заинтересовать различными тематическими детскими энциклопедиями. А подростки склонны к личностному общению, поэтому им можно предложить книжки про отношения.
- Не шантажируйте чтением, не ставьте условий. Книга – это не наказание, а развлечение, поэтому никаких фраз вроде «Пока не прочтёшь, не пойдём гулять».
- Читайте книги с хорошими иллюстрациями, с тактильно приятной обложкой, с твердыми страницами. Детям важно эстетическое восприятие, им самим захочется взять книгу, которая сверкает переплётом или впечатляет своей тяжестью глянцевых страниц.
- Обсуждайте прочитанное. И не ограничивайтесь пересказом сюжета: подмечайте детали, придумывайте продолжение истории, фантазируйте. Потом ребёнок сам захочет брать новые идеи для игр и фантазий в книгах.
- Подавайте пример. Посмотрите со стороны на свою семью. Чем все заняты вечером? Если отец смотрит телевизор, а мама «залипла» в телефон, то почему ребёнка должно интересовать чтение? Понаблюдайте за тем, как часто вы рассказываете сюжет прочитанной книги супругу. Или когда в последний раз советовали бабушке новый роман. В конце концов, за завтраком глава семейства читает печатную газету или листает новости на смартфоне?
Читайте вместе одну книгу. Читайте рядом разные книги. Читайте по отдельности и в разное время. Поддерживайте любое литературное увлечение, особенно в подростковом возрасте, не отвергайте книжку только потому, что её не было в вашей школьной программе.
Ещё один способ увлечь ребёнка-школьника чтением – выбирать познавательные рассказы. Задайте ему вопрос, например, откуда берётся ветер. Наверняка ребёнку захочется узнать. А потом дайте ему короткий рассказ об этом, ребёнок достаточно быстро с ним справится и узнает новый интересный факт, захочет прочитать про что-то еще. Такие познавательные рассказы для детей можно найти на сайте Академии Любознательности –
https://academy-of-curiosity.ru/category/okruzhayushhij-nas-mir/poznavatelnye-rasskazy/С уважением, Дьяченко Ирина.
Автор проекта «Академия Любознательности»