Куратор сообщества «National Geographic Россия»... · 30 авг 2021
В дореволюционной России возникновение научно-популярного кино связано с инициативой группы московских учёных, организовавших в 1911 году научный отдел на кинофабрике Ханжонкова и выпустивших несколько короткометражных кинолент.
В 20-х научно-популярные фильмы, так называемые культурфильмы, освещавшие вопросы науки, техники, культуры и искусства, производились уже большинством киностудий страны. 20-30-е годы отмечены рождением некоторых тематических направлений и жанров научно-популярного кино. Так, фильм «Механика головного мозга» (1926) Всеволода Пудовкина положил начало жанру образной кинолекции, фильмы «Великий перелёт» (1925) и «Эль Йемен» (1930) Владимира Шнейдерова, «Лесные люди» (1928) Александра Литвинова — географическим и этнографическим направлениям. Появлялись новые по тематике фильмы: анималистские («В глубинах моря», 1938, режиссеры А. М. Згуриди и Б. Г. Долин), искусствоведческие («Рукописи Пушкина», 1937, режиссеры С. И. Владимирский и А. Н. Егоров), энтомологические («Инстинкт насекомых», 1939, режиссер А. В. Винницкий).
Затем проявилась тенденция поэтизировать предмет популяризации, создавать научно-художественные произведения, приобретавшие самостоятельное эстетическое значение: «Лесная быль», 1949, режиссер Згуриди, «За жизнь обречённых», 1957, режиссер Д. И. Яшин, «Дорога к звёздам», 1957, режиссер И. В. Клушанцев, «Математика и чёрт», 1972, режиссер С. Л. Райтбурт).
Научно-техническая революция принесла в научно-популярное кино новые темы, вызвавшие к жизни фильмы совершенно нового типа: научно-публицистические очерки, фильмы-дискуссии и фильмы-исследования, рассказывающие о путях развития науки, о специфике научного творчества, о стиле работы того или иного исследователя. Автор научно-популярного фильма не только не обязан, но и не всегда вправе давать свою собственную оценку научному открытию. Автор научно-публицистических фильмов, как правило, активно отстаивает свои взгляды на те или иные явления, происходящие в науке, размышляет о значении конкретного научного открытия, о его месте в общей картине мира. Примером фильмов, где активно выражена авторская позиция, могут служить научно-публицистические фильмы: «Человек и атом» (1965) режиссера К. Домбровского, «Семь шагов за горизонт» (1968), «Я и другие» (1971) Ф. Соболева, «Альтернатива» (1975) Б. Загряжского.
Если задачу научно-популярного фильма определять как рассказ о мире, в котором мы живем, то точкой отсчета можно обозначить и Люмьеров с их «Actualités» (с французского «новости») — документация окружающего мира, умещающаяся в... Читать далее
Появление научно-популярного кино не было чем-то вроде смены поколения или эпохи. На данный момент нет точного ответа на вопрос - "когда появилось научно-популярное кино?" Но смело можно заявить, что одна из первооткрывателей... Читать далее