Если задачу научно-популярного фильма определять как рассказ о мире, в котором мы живем, то точкой отсчета можно обозначить и Люмьеров с их «Actualités» (с французского «новости») — документация окружающего мира, умещающаяся в то время в 50-секундные ролики. И в целом, отжившее себя направление «actuality film» служит схожей цели — зафиксировать реальность, в том числе экзотическую и недоступную, чтобы зрители затем наблюдали за ней в кинозале. Реальные события, запечатленные на камеру, были так же популярны, как и вымысел, потому что грань между ними в раннем кинематографе не была так сильно проведена.
Интересно также, что киносеансы, в то время состоявшие из нескольких небольших фильмов (об этом можно почитать в нашем посте о специфике первых кинопоказов и кинорекламе) — это коктейль из игровых и неигровых лент. «Программные директора» начала XX века пытались составить смешанную программу, включающую в себя неоднотипные фильмы. Так, за один сеанс можно было посмотреть драму и комедию вместе с образовательными и научными сюжетами*. Но научно-популярные фильмы всегда были вспомогательным материалом, разбавляющим игровые картины, а не главной «достопримечательностью» киносеанса.
В контексте научно-популярного кино можно также упомянуть имя Чарльза Урбана, популяризатора этого жанра, основателя студии Kineto Limited. Его кинопрограмма «Невидимый мир», показанная в 1903 году, включала в себя микроцинематографичные фильмы (например, «Сырные клещи», снятый Ф. Мартином Дунканом**) и имела успех у зрителей, что подтверждало развлекательную ценность научно-популярных фильмов.
«Сырные клещи», реж. Ф. Мартин Дункан
Вообще, микроцинематография — использование микроскопа для создания уникальных изображений — представляла собой захватывающую возможность запечатлевать во времени явления, которые ускользали от нашего глаза и фотографии. Был открыт целый новый мир, как для ученых, получивших способность манипулировать временем зафиксированного на пленку эксперимента, так и для зрителей, которые увидели мир глазами ученых.
*Rediscovering Early Non-Fiction Film, Stephen Bottomore
**Больше работ студии Чарльза Урбана можно найти на сайте – http://www.charlesurban.com/films.html