Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В какой форме сегодня существует ностальгия по кино и киностилистике 1980-х, в чём она проявляется?

КиноИстория кино+2
Ира Марголина
  ·   · 5,0 K
Кинокритик, поясняющий за хоррор. Постоянный...  · 12 июл 2021  · hardcore-hegel.com

Формы, в которых проявляет себя ностальгия по 1980-м, на самом деле, крайне разнообразны – лучше всего они заметны в музыке, сериалах икинематографе, но в литературе и моде их тоже можно проследить. Таким образом, можно обозначить три основных сегмента массовой культуры, где 1980-е используются в качестве стилистического идеала. Но я хочу подчеркнуть, что эти сегменты органически связаны друг с другом, и границы их очень гибкие.

Музыка. Еще в первой половине 2010-х намечается подъем синтивейва (synthwave) – включая все его многочисленные вариации (darkwave, retrowave, и т.д). Одной из ключевых предпосылок к этому «синтивейв-буму» становится появление стримингов и платформ типа bandcamp, где можно выкладывать музыку собственного сочинения. Исполнители, которые создают эту музыку, открыто и систематически вдохновляются жанровым кинематографом 1980-х, в первую очередь хоррором, фантастикой и экшном. Одним из ранних примеров здесь был Kavinsky – кстати, автор саундтрека к фильму «Драйв», который соединяет в себе эстетику 1970-х и 1980-х. Но самый известный представитель этой ностальгической волны – вероятно, Perturbator, песни которого полны отсылок к поп-культуре 1980-х, и набиты цитатами из культовых фильмов. Еще один широко известный персонаж -  Mitch Murder, написавший (роскошный) саундтрек к (волшебному) «Кунг Фьюри». Но кроме них, конечно, есть огромное число менее раскрученных, но не менее интересных музыкантов, от Майкла Оукли через Ultraboss до Даны Джин Феникс.

Фильмы. Уже около середины 2010-х начинают все чаще появляться фильмы, использующие 1980-е как стилистический ориентир. В массе своей это малобюджетные, «фестивальные» проекты, которые минуют широкий прокат, но раз за разом находят свою аудиторию благодаря все тем же стримингам, домашнему видео и интернету в целом. Дам вразброс несколько названий: «Спящий», «Монтажер», (великолепный) «Турбо Пацан», «Мэнди» (моя любовь).  Все эти фильмы –каждый по-своему – опираются на стилистику, сюжеты или образы, заимствованные из массовой культуры 1980-х. Они воссоздают эстетику той эпохи, но в более концентрированном (а иногда утрированном) виде, не обязательно в целях пародии или  эксплуатации ностальгии – а скорее из-за того, что лишь на исторической дистанции можно в полной мере оценить и ухватить дух прошедших времен; понять какую-то эпоху можно лишь тогда, когда она завершилась, и отделена от нас стеной времени. Ко второй половине декады эта тенденция усиливается, и ностальгия по 1980-м не просто проникает в мейнстрим, а уже доминирует в нем. Но в этом процессе важнейшую роль сыграли, на мой взгляд, не отдельные фильмы, а сериалы – ключевой медиапродукт нашего времени.

Сериалы. Если нужна символическая дата, то это 2016-й, год выхода первого сезона «Очень странных дел». Без этого сериала ностальгическая волна 2010-х непредставима, и без хита братьев Даффер мода на 1980-е вряд ли бы продержалась так долго. Феноменальный успех «Очень странных дел» привел к тому,что фильмы и сериалы о восьмидесятых буквально заполонили медиарынок – от «GLOW» до «В ритме жизни», от «Лета 84-го» до  «Монтажера». Еще одной символической датой, подтверждающей господство моды на 80-е в мейнстриме, можно считать выход в 2019-м девятого сезона «Американской истории ужасов» с характерным названием «1984»: самый долгоиграющий, гламурный и популярный хоррор-сериал декады обратился к восьмидесятым, тем самым подчеркнув всеобщий характер ностальгического тренда. Пока что конца ему не видно: хоть и видны признаки того, что 1990-е сменят 1980-е в качестве основного референса массовой культуры, уход восьмидесятых вряд ли будет одномоментным.

И пара слов в заключение. Важно понять, что кроме чисто ностальгических фильмов и сериалов, (где действие именно происходит в1980-е), есть и те, которые работают с наследием эпохи опосредованно. Это проекты типа «Пустоты», «Первой ведьмы» или сериала «Рассвет апокалипсиса» - в них используется визуальная стилистика или музыкальное оформление отсылающие к 1980-м, либо типичные для того времени сюжетные конструкции, но сами эти проекты подчеркнуто современные, ностальгия в них работает именно через широкий спектр ассоциаций, связанных у взрослых зрителей с теми фильмами или сериалами 1980-х, которые они смотрели в юности.

1 эксперт согласен

Фильмы : Чужой, Чужие, Терминатор, Робокоп, Нечто, Хищник

Систематизация  · 5 июл 2021
Выражается в двух формах. Первая - стремление к получению прибыли за счет использования старых персонажей, в т.ч. из 80-х, таких как бэтмен, супермен, прочие супергерои, пеннивайз и прочие, сильно сдобрив их коктейлем из... Читать далее